ШАЛОМ, ДОРОГИЕ ЕВРЕИ! ГУТ ШАББЕС! Сегодня 7 Адар 5781! Через 8 дней Пурим.
Сегодня день рождения Моше Рабейну!
Пусть ВСЕВЫШНИЙ, БЛАГОСЛОВЕН ОН, защитит нас на всех путях наших, пошлёт свет Торы и Заповедей, мир, радость и процветание в наши дома.
Посвящается!!!
Поднятию святой еврейской души: Реб Боруха бен Давида Йудицкого,
Реб Борух бен Лейб, Рав Бенйомин бен Менахем, Гитл бас Йааков,
аРав Адин Штайнзальц, Реб Шмуэль бен Аарон, Ида бас Павел, Реб Йицхак бен Шауль
Рефуа Шлема: Реб Лейб бен Хивид, Реб Александр бен Лейба,
Реб Йааков Йосеф бен Рохель, Рав Йосеф Йехиэль бен Лея, Ицхак бен Соро и его семья,
Морейну аРав Шмарьяу Йосеф Хаим бен Пеше Мирьям (Каневский),
Морейну Дайан аРав Ханох бен Блимале (Эрентрой), Зеев Велвел бен Танте,
Милла бас Галина, Чайна бас Рейза, Овадья бен Соро и его семья.
Мы читаем недельную главу Трума второй книги Торы Шмойс. Шаббес Зохор!
_*Полграмма золота*_ _Рав Яаков Галинский._ https://telegra.ph/Polgramma-zolota-02-19 «Передай сынам Израиля, чтобы они взяли Мне приношение... От каждого, кого побуждает сердце, принимайте приношение для Меня» (Шмот, 25:1-3).
Сказано в Иерусалимском Талмуде (Рош а-Шана, гл. 1, алаха 3): так заведено, что когда царь из плоти и крови выносит указ, если хочет – то и сам выполняет его, если не хочет – другие выполняют. Однако Всевышний не так: если Он выносит указ, Он первый выполняет его. Откуда мы учим это? Из сказанного в книге Ваикра (22:9): «Пусть соблюдают соблюдаемое Мной» – т. е. Я первым соблюдал заповеди Торы. Сказал раби Симон, что сказано: «Вставай перед сединой, почитай старца и Б-га твоего бойся, Я – Г-сподь!» (Ваикра, 19:32). Я – Тот, Кто вначале выполнил заповедь встать перед старцем. Объясняется в книге «Матанот Кеуна» («Ваикра Раба», 35:3), что Всевышний ждал нашего праотца Авраама.
В мидраше («Шмот Раба», 30:9) приводится история о рабане Гамлиэле, раби Йеошуа, раби Элазаре бен Азария и раби Акиве, которые пришли в Рим и объясняли там сказанное в Теилим (147:19): «Возвещает Он слова Свои Яакову, законы и установления Свои – Израилю». Всевышний ведет Себя не как человек, который устанавливает закон и велит другим выполнять его, а сам ничего не делает. Всевышний не таков: то, что Он Сам делает, Он велит Израилю соблюдать и выполнять. [Примечание редактора. В словах Теилим заключены сокровенные тайны Торы, однако есть и более открытая часть.]
Нам велено идти путями Творца: как Он милостив и милосерден, так и мы (Шаббат, 133б). Как Он совершает добрые деяния – так и мы (Сота, 14а). Но самая лучшая цдака – это тайное пожертвование, ведь сказано (Бава Батра, 9б), что тот, кто дает цдаку и помогает другим втайне, более велик, чем Моше рабейну. «Как, например, великие мудрецы, которые шли и тайно оставляли деньги на порогах бедняков» (Ктубот, 67б), и «так достойно вести себя, и это большое достоинство» («Шулхан Арух», «Йоре Деа», 249:8).
А если так – нужно понять, как Всевышний выполняет заповедь давать цдаку втайне, ведь все знают, что все – из Его руки, и у нас нет абсолютно ничего своего!
Ответ на этот вопрос дан в начале недельной главы Трума. Г-сподь сказал Моше: «Передай сынам Израиля, чтобы они взяли Мне приношение. От каждого, кого побуждает сердце, принимайте приношение для Меня».
Первый вопрос, который возникает – что значит «взяли Мне приношение»? Ведь «дать» и «взять» – это противоположные понятия.
И далее – «приношение». Комментирует Раши: «Отделят мне пожертвование от своего достояния». Просто чудеса какие-то: мы даем Всевышнему пожертвование? Если бы Раши не написал, этого и сказать нельзя было бы!
И далее: «От каждого, кого побуждает сердце» – Раши пишет, что речь идет о добром желании. Ах, какие мы добрые – изволим дать Всевышнему приношение!
Кто-нибудь это понимает?
А ведь речь даже не о нас! Говорится о поколении Знания, в котором «самая простая (по духовному уровню) женщина была подобна пророку Йехезкелю», как говорят наши мудрецы («Ваикра Раба», 9:1; «Мехильта», гл. Бешалах, 3).
Ведь только полгода назад они были рабами в Египте, тяжело работали с глиной и кирпичами, выполняли тяжелые работы в поле, их жизнь была сплошной горечью. Пока им не открылся Царь всей царей, спас их Своей крепкой рукой и простертой мышцей, чудесами и знамениями, и одарил их великим и огромным имуществом: «Не было ни одного в Израиле, у кого не было бы девяноста крепких ослов, нагруженных серебром и золотом Египта» (Брахот, 5б). И более того, сказано, что насколько золото дороже серебра, настолько добыча на море была больше того, что они вынесли из Египта.
А теперь давайте посчитаем. Сколько евреев вышли из Египта? Шестьсот тысяч мужчин в возрасте от двадцати до шестидесяти лет. Сорок лет жизни. Очевидно, чтобы подсчитать общее количество мужчин, нужно увеличить эту цифру вдвое. А в пожертвовании на постройку Мишкана участвовали и женщины: «Приносили мужчины и женщины» (Шмот, 35:22). Сколько всего получается? Около двух с половиной миллионов человек. А сколько золота они принесли? «Золото, использованное в этом священном труде, составило: золото приношений – двадцать девять кикаров и семьсот тридцать шекелей, в священных шекелях». По подсчету Раши, кикар – это примерно сорок два с половиной килограмма. Тридцать кикаров – это тонна с четвертью золота. Разделить на два с половиной миллиона – получается, что _каждый человек принес… половину грамма золота_.
Полграмма, из девяноста ослов, нагруженных серебром и золотом, каждый из которых – чистый подарок Свыше.
А когда Всевышний просит их принести приношение, причем ради них же самих – чтобы Его Шехина пребывала в народе Израиля и искупить грех золотого тельца, — они отвечают на Его просьбу "по своей великой доброте", от всего сердца… И Тора хвалит их: ах, какие молодцы! Какие щедрые!
Кто-нибудь это понимает?
Однако, если задумаемся, увидим, что и мы – точно такие же…
Конечно, мы не настолько дерзки и упрямы, чтобы сказать перед Всевышним, что мы праведники и не грешили. Но, вместе с тем, мы уверены, что место в Ган Эдене нам уже приготовлено, и по праву. Ведь сказано, что даже «пустышки» из народа Израиля полны заповедей, как гранат – зернышек. А уж мы-то – тем более! Какие заповеди, к примеру? Первым делом – сто благословений в день.
Ну, давайте посмотрим. Всевышний даровал нам жизнь, здоровье, хороший аппетит. Зубы, которые жуют, горло – глотает, и желудок переваривает пищу, разлагает ее на составляющие и рассылает по всему телу, давая ему жизнь. Всевышний также дал нам заработок, мы купили продукты и приготовили вкусную еду. И за все это мы даем Ему благословение.
И за это нам полагается Ган Эден.
Что такое одно благословение по сравнению с жизнью, здоровьем и изобилием, если не полграмма золота по сравнению с девяноста нагруженными ослами? (Не говоря уж о том, как это самое благословение выглядит… Далеко от чистого золота.)
И за это мы ожидаем награды! «Приношение, по доброму желанию…»
Об этом и сказано: «И возьмут Мне приношение». Мы задавали вопрос: нужно было бы сказать «и дадут Мне», ведь давать и брать – это противоположные вещи. Это верно.
Но все же мы должны усвоить как следует: мы все время только берем и берем! Мы постоянно получаем из Его полной, открытой, святой и широкой руки – а даем так мало!
Пусть хотя бы эта малость будет «по доброму желанию», с готовностью!
Пусть она хотя бы будет «чистым золотом»!
Однако давайте вернемся к нашему первому вопросу: как Всевышний выполняет заповедь «давать цдаку втайне»? Вот так Он ее и выполняет. Он дает и дает, и позволяет нам думать, что изобилие приходит само по себе, или в результате наших действий, из-за приложенных нами усилий и нашей силы. Что здоровье – это нечто само собой разумеющееся. А сама жизнь – уж тем более. Заработок – по нашей инициативе, из-за наших талантов и способностей. А еда – на заработанные нами деньги. А где во всем этом Всевышний? «Ты, действительно, Б-г скрывающийся» (Йешаяу, 45:15). Как филантроп, который посылает ящики, полные продуктов, к дому нищего и прячется под окном, чтобы услышать радостные возгласы.
Однако на нас возложена обязанность «обнаружить» Его и поблагодарить. Как рассказывается в трактате Ктубот (67б), что Мар Уква каждый день клал четыре монеты на пороге двери нищего, чтобы дать ему цдаку втайне, а тот нищий решил подкараулить его, чтобы узнать, кто его благодетель.
Обнаружим и поблагодарим. И поймем, насколько много мы получаем и как мало благодарим. Ведь «если бы наши уста были полны гимнами, как море водой, а на языке нашем была бы песнь, звучная, словно шум волн, и на губах наших была бы хвала, беспредельная, словно ширь небосвода… все равно не смогли бы мы отблагодарить Тебя… даже за одно из тысяч и мириад благодеяний…» (из молитвы «Нишмат коль хай»).
И поймем еще кое-что: насколько ценятся на Небесах каждые «полграмма золота» нашей благодарности!
С глубоким уважением и благодарностью, Йосеф Давид.
ТОЛЬКО ВМЕСТЕ МЫ ИСРАЭЛЬ!
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев