ШАЛОМ, ДОРОГИЕ ЕВРЕИ! ГУТ ВОХ! Сегодня 29 Шват 5781!
Сегодня вечером – Рош Ходеш Адар!
Пусть ВСЕВЫШНИЙ, БЛАГОСЛОВЕН ОН, защитит нас на всех путях наших, пошлёт свет Торы и Заповедей, мир, радость и процветание в наши дома.
Посвящается!!!
Поднятию святой еврейской души: Реб Боруха бен Давида Йудицкого,
Реб Борух бен Лейб, Рав Бенйомин бен Менахем, Гитл бас Йааков,
аРав Адин Штайнзальц, Реб Шмуэль бен Аарон, Ида бас Павел, Реб Евгений бен Маша
Рефуа Шлема: Реб Лейб бен Хивид, Реб Александр бен Лейба,
Реб Аврум Мордехай Велвел бен Ида, Реб Йааков Йосеф бен Рахель,
Морейну аРав Шмарьяу Йосеф Хаим бен Пеше Мирьям (Каневский),
Морейну Дайан аРав Ханох бен Блимале (Эрентрой), Рав Йосеф Йехиэль бен Лея,
Чайна бас Рейза, Овадья бен Сара и его семья, Ицхак бен Сара и его семья, Зеев Велвел бен Танте, Милла бас Галина.
Мы читаем недельную главу Мишпатим второй книги Торы Шмойс.
Секрет радости – Духовное содержание месяца Адар. Рав Арье Кац. https://telegra.ph/Sekret-radosti--Duhovnoe-soderzhanie-mesyaca-Adar-02-11 Что имели в виду наши мудрецы, говоря: «С наступлением Адара увеличивают в радости»?
Является ли это просто хорошим советом или четкой алахической установкой?
Очевидно, что это все же нечто большее, чем просто хороший совет.
В словах мудрецов есть обязательство увеличить радость в месяце Адар.
Но что это обязательство влечет за собой? Мы должны петь больше песен за субботним столом? Или же петь их громче? Да и как вообще можно обязать человека увеличить радость? Является ли это понятие чем-то, что мы в состоянии контролировать и менять в соответствии с установками наших мудрецов? Попытаемся найти ответы на эти вопросы.
Однажды рав Хаим из Воложина, расставаясь со своим великим наставником – Гаоном из Вильно – попросил его благословения. Великий Гаон ответил загадочно: «твоя жизнь должна состоять из тмидим кесидрам».
Рав Хаим хорошо знал, как Гаон взвешивает каждое сказанное слово, и понял, что в загадочном благословении (точнее, в двух словах – тамидим кесидрам) скрыт глубочайший смысл.
После долгих размышлений рав Хаим понял сказанное Гаоном. Разгадка крылась в словах, которые говорит Рамо в своем комментарии к «Шульхан Арух». В начале своего комментария к законам о том, как еврей должен вести себя после пробуждения утром, Рамо цитирует стих из Теилим (16:8). В нем царь Давид говорит о том, как человек должен ощущать присутствие Всевышнего: шивити Ашем ленегди тамид – «представляю Г-спода перед собой всегда!» Рамо пишет, что в этих словах описано поведение еврея, который по-настоящему живет с Творцом. С утреннего пробуждения и до позднего вечера нам надлежит постоянно ощущать Его присутствие и вести себя в соответствии с этим.
Вместе с тем, в конце своего комментария к первой части «Шульхан Аруха» – «Орах Хаим» (посвященной законам, которые составляют основу повседневной жизни еврея) – Рамо приводит отрывок еще одного стиха (Мишлей, 15:15): коль ямей ани раим, ве-тов лев миштэ тамид – «все дни бедного плохи, а у доброго сердцем – всегда пиршество». Отрывок из этого стиха «у доброго сердцем – всегда пиршество» закрывает комментарий Рамо к законам Пурима и чтения Мегилат Эстер.
Таким образом, первый и последний комментарии Рамо к «Орах Хаим» содержат стихи с одним и тем же словом – тамид (всегда). Из этого рав Хаим из Воложина сделал вывод, какое благословение дал ему Гаон: нужно построить свою жизнь на основании этих двух тмидим – ощущении и осознании постоянного присутствия Творца и радости.
Что касается первой части – присутствия Всевышнего в нашей жизни – все кажется очевидным. Это фундаментальный принцип еврейства, без которого невозможен духовный рост человека. Но как быть с радостью? Какова ее роль в двух «всегда»?
Радость позволяет человеку вести продуктивную жизнь и стимулирует духовный рост. Она является своеобразным катализатором, который помогает человеку развиваться и расти. Это легко можно понять, детально изучив приведенный стих из Мишлей.
Стих говорит, что дни бедного человека плохи, а у доброго сердцем – всегда пиршество. Говорит ли нам это о контрасте между богачами и бедняками? Казалось бы, бедняк, которому постоянно не хватает даже на самое необходимое, не имеет поводов для радости. А богач – всегда сыт и доволен. Но на деле все совсем наоборот. Богатство далеко не всегда является причиной для радости. Известны примеры людей, которые имели все, что только возможно из материальных благ, и при этом были глубоко несчастны. И наоборот – есть бедняки, живущие на мизерные доходы, и при этом заражающие окружающих радостью и добродушием. Бедный человек с добрым сердцем способен ценить даже то небольшое, что у него есть, и во всем видеть светлую сторону. Человек, живущий с подлинной верой и упованием на Творца, по принципу «шивити Ашем ленегди тамид», видит, что все происходит по Его замыслу. И он может радоваться даже в самых стесненных обстоятельствах.
Рав Шауль Едидья Элазар Тауб, ребе из Моджиц, чудом вырвался из объятой войной Европы и пережил страшные годы Холокоста. Он прибыл в Америку, когда война была в самом разгаре. Очень скоро вокруг него собралась новая группа учеников. Ребе из Моджиц был особым человеком, излучавшим радость, – послушать его приходили люди очень далекие от хасидизма, а за его субботним столом всегда было множество гостей. Ребе славился особыми нигуним – напевами, которые буквально исходили из глубины души (при этом ребе не был профессиональным музыкантом или певцом).
Как-то раз его спросили, как он может сохранять радость даже в самые страшные дни войны? Ребе из Моджиц ответил: «У меня дома стоит чемодан, в котором я храню грустные мысли и воспоминания. Я открываю его каждый день, оплакиваю и молю Всевышнего о милости. Но потом я закрываю его – и иду служить Творцу в радости всю оставшуюся часть дня».
Однажды группа молодых людей из небольшого израильского поселка решила открыть ешиву. Благое намерение, тем не менее, наткнулось на стену обстоятельств: враждебно настроенная бюрократия, отсутствие денег. С этим они и пришли к нашему учителю и главе поколения, раву Элазару Менахему Шаху. Наш учитель выслушал невеселый рассказ делегации и воскликнул: «Мы с вами живем в удивительное время! Несмотря на огромное противодействие изучению Торы есть огромная помощь Свыше для тех, кто не боится обстоятельств и готов жертвовать ради Торы. И эта помощь ждет тех, кто оттолкнет собственное отчаяние и возьмет ее…»
Те, кто живут в отчаянии, не видят возможностей для роста. Для великих мудрецов Торы всегда было очевидно, что лев тов (доброе сердце) – качество, приводящее человека к радости, – позволяет людям достичь духовного совершенства и жить счастливо. При этом внешние материальные обстоятельства играют второстепенную роль. Если человек позволяет отчаянию в любой форме овладеть собой, он никогда не сможет полноценно служить Творцу.
Рассказывали про одного иерусалимского бадхана (человека, веселящего жениха и невесту на свадьбе), что однажды он пришел на торжество и объявил: «Сегодня мне причитается мазаль тов! Мой сын накладывал тфилин!» Окружающие со смешанными чувствами посмотрели на седого старика. Некоторые удивились – откуда у него столь юный сын возраста бар-мицвы, когда мальчик впервые накладывает тфилин? Другие решили, что это очередная шутка «свадебного шута». Видя недоумение, бадхан объяснил сказанное: «Моему сыну не тринадцать лет. Ему двадцать семь, и он отец троих детей. Но сегодня он накладывал тфилин, и я рад и благодарен Творцу за то, что Он удостоил меня воспитать хорошего еврея».
Как-то раз выдающийся наставник американского еврейства рав Авигдор Миллер встретил свою замужнюю дочь на улице и воскликнул: «Барух Ашем, что ты замужем!» Дочь рава ответила: «Отец, в этом году нашему браку исполняется двадцать лет, а ты радуешься так, как будто у нас неделя шева брахот». Рав Миллер ответил: «Да. И я благодарю Творца за каждый день заново. Я не принимаю это, как должное…»
Радость не зависит от возраста и времени. Человек радуется тому, чем удостоил его Всевышний, вне зависимости от того, произошло это сейчас или двадцать лет назад.
Гемара в трактате Сукка (и также Эрувин), обсуждая правильные размеры сукки (шалаша), приводит термин тефах сохек – дословно «смеющийся тефах». Этим термином называется расширение допустимых размеров. Видится, что столь оригинальное название можно объяснить и с позиции сказанного выше – человек, живущий в подлинной радости, способен достичь большего.
На долю каждого человека выпадает достаточно испытаний и трудностей. Иногда жизнь кажется совершенной тьмой, в которой легко сбиться с верного маршрута. И только понимание того, что все, что посылает Творец – к лучшему, способно вывести человека на правильный путь. Такое понимание и должно служить фундаментом для нашей радости.
В наши дни в земле Израиля есть множество мудрецов Торы, которые живут в бедности. Их стол не так хорош и богат, их одежда не самая новая и современная, но они полны радости. Их радость – радость от Торы и жизни с Творцом – заменяет материальные богатства. Эти люди рады очередному выученному листу Талмуда, рады детям, которые идут по стопам отцов. Эта радость – совершенно искренняя, подлинная. Ее нельзя подделать или чем-то заменить. Эти люди бесконечно благодарны Всевышнему за все то, что Он им посылает.
С наступлением месяца Адар у всех нас есть возможность увеличить нашу радость от близости с Творцом, радость от того, что мы – евреи. Каким же образом можно увеличить радость и исполнить сказанное нашими мудрецами? Для начала – просто вспомнить о тех великих милостях, которые Творец оказывал каждому из нас. Поняв величие этих «даров Свыше», каждый из нас должен укрепить себя в осознании того, что подлинная радость есть только в жизни со Всевышним и по Его Торе.
Месяц Адар.
Адар – последний, двенадцатый из месяцев года, если отсчитывать их, как требует еврейский закон, от весеннего месяца Нисан. Именно Адар и назван двенадцатым месяцем в Танахе (Диврей га-ямим I, 27; Мегилат Эстер, 9). Несмотря на то, что в високосные годы к двенадцати месяцам добавляется еще один, второй, дополнительный месяц Адар, который фактически становится тринадцатым по счету месяцем в году, порядковый номер месяца от этого не меняется – второй Адар также следует называть двенадцатым месяцем года. Указание об этом мы находим в Мегилат Эстер, где сказано: «И в двенадцатом месяце, месяце Адаре...» Дело в том, что, согласно еврейской традиции, тот год, когда Гаман решил уничтожить еврейский народ, был високосным, и чудесное спасение наступило во втором по счету Адаре, который, тем не менее, был назван двенадцатым месяцем.
Новомесячье Адара празднуется два дня, поскольку предшествующий ему месяц Шват всегда продолжается 30 дней. Тридцатый день Швата является первым днем Рош Ходеш месяца Адар. Новомесячье второго, дополнительного Адара тоже продолжается два дня, поскольку в таком случае первый Адар состоит из 30 дней, последний из которых становится первым днем Рош Ходеш второго Адара.
Однако в обычном, невисокосном году месяц Адар неполный – он состоит из 29 дней. Таким образом, мы познакомились с правилом, гласящим: первый Адар (за которым следует второй) – всегда состоит из 30 дней, а Адар, непосредственно предшествующий месяцу Нисану, всегда состоит из 29 дней. Ведь мы уже знаем, что новомесячье месяца, следующего за полным месяцем, всегда празднуется два дня, а за неполным месяцем – один день.
Созвездие Рыбы.
Адару соответствует созвездие Рыбы, поскольку именно он – месяц размножения для большинства рыб в реках и озерах. Созвездие Рыбы – символ благословения, поскольку рыбы укрыты под водой от чужих взглядов, и дурной глаз над ними не властен. Над ними не властно никакое проклятие. Они не погибли даже во время Всемирного потопа, поскольку и в те времена продолжали вести себя так, как им было предустановлено. Вообще, рыбы не спариваются иначе как с рыбами своего вида.
Этот месяц, находящийся под знаком благословения созвездия Рыбы, является счастливым и для народа Израиля, поскольку в нем он также уподоблен рыбам. Как рыбы живут в воде, так Израиль погружен в мир Торы, которую сравнивают с живой водой; рыбы размножаются в Адаре в реках и озерах, а Тора дважды обратила свое лицо к еврейскому народу в этом месяце – в Адаре родился Моше Рабейну, именем которого названа Тора, в Адаре же евреи вновь, на этот раз добровольно, без всякого принуждения приняли Тору во времена Мордехая и Эстер.
Следует помнить, что основная доля удачи, связанной с месяцем Адар, передана прямым потомкам нашей праматери Рахели – Эфраиму, Менаше и Биньямину, составляющим один лагерь и удостоившихся общего благословения нашего праотца Яакова: «И расплодятся они, как рыбы, во множестве, среди земли» (Берешит, 48). Поэтому избавление и пришло к Израилю во времена Мордехая и Эстер от потомства Рахели – ведь, как известно, Мордехай был потомком Биньямина.
С глубоким уважением и благодарностью, Йосеф Давид.
ТОЛЬКО ВМЕСТЕ МЫ ИСРАЭЛЬ!
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев