ШАЛОМ, ДОРОГИЕ ЕВРЕИ! ГУТ ВОХ!
Пусть ВСЕВЫШНИЙ, БЛАГОСЛОВЕН ОН, пошлёт свет Торы и Заповедей, мир, радость и процветание в наши дома.
Посвящается!!!
Поднятию святой еврейской души: Реб Боруха бен Давида Йудицкого,
Реб Борух бен Лейб, Рав Бенйомин бен Менахем, Гитл бас Йааков,
аРав Адин Штайнзальц, Реб Шмуэль бен Аарон.
Рефуа Шлема: Реб Евгений бен Маша, Реб Лейб бен Хивид, Аврум Мордехай Велвел бен Ида, Морейну аРав Шмарьяу ЙосефХаим бен Пеше Мирьям (Каневский), Морейну Дайан аРав Ханох бен Блимале (Эрентрой), Йааков Йосеф бен Рахель, Александр бен Лейба, Дан Ашер бен Тамар
На этой неделе мы читаем главу ТОЛДОТ первой книги Торы – Берейшит.
Глава Толдот — Святость в еде. Рав Шимшон Довид Пинкус http://www.beerot.ru/?p=56498 «Приготовь мне яство, которое я люблю. Принеси его мне, и я поем, чтобы душа моя благословила тебя прежде, чем я умру» (Берешит, 27:4).
Трапеза – время близости к Творцу
Когда Ицхак собирается благословить Эсава, он предваряет это просьбой приготовить ему вкусную еду, и только после этого «душа моя благословит тебя». Яаков тоже принес Ицхаку разные яства и добавил к этому пасхальную жертву, а также вино, как сказано: «Он принес ему вино, и тот (Ицхак) выпил». Это было особое вино – вино Ган Эдена. Благодаря всему этому Ицхак благословил его.
Комментаторы задают вопрос: какая связь между вкусной едой и благословениями, почему Ицхаку нужны были деликатесы, чтобы дать благословение?
Ответ на это связан с ответом на вопрос, что такое еда. Процесс поглощения пищи – это канал получения жизненной силы Всевышнего. Когда человек ест, он получает жизнь от Всевышнего – через еду.
Когда еврей учит Тору, он, конечно же, получает вечную жизнь, но он не ощущает этого. Однако, когда еврей берет кусок хлеба и ест с аппетитом, в особенности если он до этого несколько часов не брал ничего в рот, – он сразу же ощущает, что Свыше ему прибыли новые силы. Кто дал ему эти силы? «Не одним лишь хлебом живет человек. Человек живет всем тем, что исходит из уст Г-спода!» (Дварим, 8). Это — дар Творца. [Есть и еще одна подобная ситуация – когда человек ложится спать уставшим и встает утром с обновленной душой и новыми силами. Но в еде это ощущается гораздо сильнее.]
Когда мы едим и наслаждаемся едой, мы должны помнить, что это наслаждение приходит от Всевышнего, Который просто оживляет нас посредством этой еды.
Именно это наш праотец Ицхак сказал Яакову: я желаю благословить тебя, а чтобы даровать благословение, мне нужно почувствовать близость к Творцу. Самый лучший путь ощутить реальную связь с Творцом – это еда, посредством которой Он дает нам жизненные силы.
Не пропустить нужный час!
В нашем мире есть множество ситуаций, в которых дурное начало крадет у нас деяния и ощущения святости. Еда – один из лучших тому примеров.
Человек ест, получает удовольствие. В пище Всевышний дает ему наслаждение и жизненные силы. И тут приходит дурное начало, крадет эту близость к Творцу, и это возвышенное действие – поглощение пищи – превращается в удовлетворение низменных инстинктов, без всякого внутреннего содержания. Мы забываем Всевышнего и думаем только о вкусной, соблазнительной пище.
Однако на самом деле это наилучший способ получить благословение. Когда Всевышний дает человеку пищу, Он, по сути, раскрывает ему врата блага, и способ получить эти блага – благословить. Остановиться на секунду и подумать: «Зачем Всевышний дает мне это удовольствие? Чтобы я благословил Его!» «Благословен Ты, Г-сподь» – это источник блага, открылись Небесные врата. «Б-г наш» – мой Б-г, Который является «Царем мира», и Он же «Творящий различные виды пищи». И когда человек ест эту вкусную еду, он ощущает, как именно Всевышний дает ему благо.
А что происходит на самом деле? Мы берем самые замечательные возможности и употребляем их на самые низменные и пустые действия. Как жаль!
Вообще, еда – это у нас один из самых «заброшенных» вопросов в служении Всевышнему. Мы и представления не имеем, какой святостью наполняло нас поедание святых жертв (кодшим) во время, когда существовал Храм, – дай Б-г, чтобы мы поскорее снова удостоились этого.
Мгновение, когда ты держишь жизнь в руках
Известно правило: «Чем больше святость – тем больше разрушение». Это относится и к еде – она невероятно свята, и само собой, находится в очень разрушенном состоянии. Нам следует знать, что нет ничего более опасного для человека, чем быть крепко связанным с удовольствиями этого мира. С другой стороны, мы должны знать, что одно из мгновений, когда человек связан с Всевышним, благословен Он, — это во время еды!
Сказано в барайте (см. Мишна, Сота, 9:15): «Со ступени святости поднимется человек к духу святости, а дух святости поднимает [его на ступень] оживления мертвых». Пишет об этом «Месилат Йешарим» (44 гл. в переводе р. Лейба Саврасова): благодаря тому, что человек прилепляется к святости Творца, он достигает такого духовного уровня, что ему передают «ключ» от воскрешения мертвых. «Тот, кто един с Всевышним полным единением, сможет низвести от Него, благословенного, даже самую жизнь, — то, что относится к Нему больше, чем что-либо другое».
В этих словах заложен важнейший принцип, который по-простому можно понять на следующем примере: обычно, если человек боится, что завтра у него не будет хлеба, он покупает сегодня две буханки. Хлеб можно хранить на будущее, воду можно хранить, и даже кислород можно «законсервировать» на будущее.
Однако есть одна вещь, которую невозможно сохранить: это сама жизнь. Есть ли сосуд, в котором можно хранить жизнь?
Жизнь мы получаем каждую секунду от Всевышнего, Имя Которого – «Б-г живой». Нет никакого способа удержать саму жизнь. Держаться за жизнь – означает держаться за Всевышнего.
В какое время человек ощущает, что он получает свою жизнь от Всевышнего? Есть одна ситуация, в которой человек самым естественным образом чувствует, как Всевышний связан с ним: во время еды. Человек ощущает слабость, и еда оживляет его. Неожиданно он получает «кусочек» жизни. От кого? От Всевышнего. Посредством чего он получил этот кусочек жизни? Посредством куска хлеба. И это правда: процесс употребления пищи – это ни с чем не сравнимая прилепленность к Творцу.
Однако, как и во многих других областях, и здесь существуют две крайности. Человек может есть хлеб, и для него это будет удовлетворением животного инстинкта: он голоден, поэтому он хватает хлеб и ест. Ему вкусно. Точно как животное! С другой стороны, человек может взять тот же самый кусок хлеба и наслаждаться Всевышним! Он получает жизненную силу от этого куска хлеба, и через него он достигает близкой связи с Творцом.
Кусок хлеба может быть ענג (онэг — духовное наслаждение), а может превратиться в נגע (нэга – изъян, пораженное болезнью место). Тот же самый кусок может заставить человек прилепиться к Шехине, или, не дай Б-г, прилепиться к животному.
Как сделать так, чтобы онэг не превратился в нэга?
Очищение пищи
Как на самом деле происходит употребление пищи? У каждой заповеди есть свой определенный оттенок. Мудрецы прежних поколений определяют процесс употребления пищи так: «бирур — очищение, отбор нужного от ненужного». Можно понять это на примере: человек заходит в магазин и спрашивает, сколько стоит бутылка водки. Продавец отвечает, что цена – десять рублей, но сейчас водка в дефиците, так что он даст ему замену, которая обойдется покупателю гораздо дешевле. Он протягивает ему два килограмма пшеницы и говорит: «Водку производят из пшеницы, и это будет стоить тебе полтинник вместо десяти рублей». В ответ покупатель объясняет ему, что он готов заплатить десять рублей за алкоголь, произведенный из пшеницы, но алкоголь, который еще не выделен из пшеницы, не имеет для него никакой ценности.
Так и кусок хлеба, уже пригодный для еды, проходит еще несколько стадий отбора: вначале он пережевывается зубами. Потом этот хлеб попадает в пищеварительную систему, где снова перемалывается и переваривается, разделяется на отдельные части. Более грубую часть тело выбрасывает, а более тонкие становятся частью органов тела, каждый орган получает то, что ему подходит. Так кусок хлеба проходит отбор за отбором. Каждая часть отделяется и достигает своего предназначения.
Однако в пище есть еще одна часть: слово Всевышнего, существующее в любой вещи в мире. В Теилим (119:89) сказано: «Вовеки, Г-сподь, слово Твое стоит в небесах». Это означает, что каждое слово, которое произнес Всевышний во время творения мира, вечно продолжает поддерживать существование той вещи, о которой оно было сказано. Всевышний сказал: «Да появится небо», и до сих пор эти слова продолжают давать существование небу.
Куда поступает эта часть пищи? Слово Творца мы возвращаем Творцу посредством благословения, которое мы произносим на пищу. Это действие – тоже действие отбора, благодаря благословению мы отделяем духовную часть пищи и направляем ее по ее адресу.
Остановиться и задуматься
Конечно, мы не находимся на уровне пришут (отделенность – см. «Месилат Йешарим»), но человеку следует прояснять силой своей мысли, что он собирается делать. Он должен посвятить немного мысли, немного мудрости вопросу: «Зачем я ем?» Если он приступает к еде с мыслью: «Я голоден», тем самым он прояснил, что он сейчас собирается удовлетворить животный инстинкт. Даже если еда – самого высокого уровня кашрута, но его мысли заняты только удовлетворением жажды и голода, вкусом и удовольствием, получаемым от еды, то его действия — это действия животного.
Если же человек на секунду останавливается и говорит: «Благословен Всевышний, Который сотворил это! Владыка мира, если я не буду пить – я умру. Владыка мира, этот напиток не просто утоляет жажду, он еще и вкусный, и холодный, и даже газированный. И все это Ты дал мне, чтобы я наслаждался этим. Разве мне это положено по праву? Что, я так усердно учился сегодня? Все это – Твой истинный дар!» Так, с мыслью о благодарности Всевышнему, с ощущением «наслаждаться Всевышним», еврей благословляет: «Благословен Ты… что все создано по Твоему слову». Этот момент – мгновение близости к Творцу, которое может привести его на вершину святости. Человек превращает нэга в онэг – наслаждение Всевышним.
Что представляет собой благословение, которое мы произносим на пищу? Слово браха (благословение) происходит от слова бреха (водоем). Когда человек благословляет: «Благословен Ты…», он открывает источник изобилия Свыше!
Наша проблема в том, что у нас нет времени. Сегодня можно увидеть голодного человека, который ест горячий суп, обжигаясь. Если он не поест – он чувствует, что просто подвергает свою жизнь опасности! Человек готов прыгнуть в огонь, чтобы покушать.
У нас нет времени остановиться и задуматься. Нам не хватает времени даже произнести благословение как следует, слово за словом. Мы «глотаем» слова, бормочем благословение и бросаем еду в рот. А потом жалуемся: «Ну почему я учусь и ничего не понимаю? Почему я учу и забываю? Почему у меня не получается молиться с душевным настроем? Почему я часто злюсь?» Все оттого, что наша жизнь – не жизнь с Всевышним, благословен Он, а жизнь животного…
«Убери от нее руки»
Сказали наши мудрецы в трактате Гитин: «Если трапеза доставляет тебе наслаждение – убери от нее руки». Обычно это объясняют так: если пища очень вкусна и приятна тебе – не ешь ее.
Однако мудрецы, достигшие высокого уровня в служении, объяснили это по-другому: «Убери от нее руки» – остановись на минутку, а потом ешь. Не хватай. На сколько времени нужно остановиться? Наверное, это зависит от степени вкусности пищи, оттого, насколько сильна страсть ее съесть. Однако, в любом случае, следует остановиться, чтобы медленно, четко и внятно произнести благословение, немножко задуматься, а потом уже и кушать.
Так пища переходит из уровня нэга на уровень онэг, из Геинома – в Ган Эден, и тогда наш стол подобен жертвеннику Творцу, а еда станет подобна еде святых жертв.
С глубоким уважением и благодарностью, Йосеф Давид.
2 Кислев 5781
ТОЛЬКО ВМЕСТЕ МЫ ИСРАЭЛЬ!
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1