У космонавтов Сергея Рыжикова и Алексея Зубрицкого в разгаре экзаменационная сессия. На прошлой неделе экипаж «Союза МС-27» успешно сдал экзаменационную тренировку по ручному причаливанию и перестыковке транспортного пилотируемого корабля (ТПК) «Союз» на тренажёре «Дон-Союз 2». Сегодня, 10 февраля 2025 года, на том же тренажёре у космонавтов состоялась экзаменационная тренировка по ручному сближению ТПК с Международной космической станцией.
В реальном полёте сближение транспортного пилотируемого корабля со станцией происходит в автоматическом режиме. Но в случае нештатной ситуации управление кораблём космонавты выполняют вручную.
Командир корабля Сергей Рыжиков выбрал экзаменационный билет под номером 3. В составе билета было 4 режима, каждый из которых начинался в автоматическом режиме, после чего вводились нештатные ситуации: отказ бортовой вычислительной системы (БВС) или отказы радиотехнической системы «Курс».
При переходе на режим ручного управления космонавты должны, прежде всего, доложить на Землю о возникновении этой нештатной ситуации, распознать её и перейти к действиям по парированию.
Операцию по ручному сближению корабля осуществляют два члена экипажа. Командир Сергей Рыжиков, находясь в спускаемом аппарате, непосредственно управлял движением ТПК. В этом ему помогал бортинженер Алексей Зубрицкий, рабочее место которого в бытовом отсеке, где установлено необходимое оборудование для определения параметров относительно движения корабля. Это ЛДИ – лазерный дальномер импульсный, предназначенный для определения дальности ТПК до МКС, и блок вычисления координат для определения скорости движения. Данные, полученные от бортинженера, командир использовал для управления «Союзом».
В процессе выполнения режимов ручного сближения ТПК со станцией командир регулирует скорость в продольном канале и гасит боковую скорость, а также поддерживает ориентацию корабля относительно МКС. После окончания сближения выполняет облёт ТПК до стыковочного узла, указанного в экзаменационном билете. Облёт происходит на дальности в диапазоне от 250 до 160 метров. Далее выполняется разворот по крену и зависание напротив стыковочного узла.
При осуществлении ручного сближения экипаж выполняет действия в соответствии с бортовой инструкцией и требованиями методики ручного управления.
Работа экипажа и качество ручного управления кораблём оценивается по расходу топлива и затратам времени, также учитывается точность зависания по дальности, скорость в продольном канале и угловая скорость линии визирования. Они прописаны в нормативах.
Уровень подготовленности экипажа оценивала экзаменационная комиссия, состоящая из специалистов Центра подготовки космонавтов и РКК «Энергия».
Сергей Рыжиков и Алексей Зубрицкий действовали согласно бортовой инструкции, замечаний к их работе у экзаменационной комиссии не было, и космонавты получили оценку отлично.
Следом за основным экипажем МКС-73 экзаменационная тренировка по сближению транспортного пилотируемого корабля с Международной космической станцией состоялась у их дублёров, космонавтов Сергея Кудь-Сверчкова и Сергея Микаева. Этот экипаж также показал экзаменационной комиссии отличные навыки по выполнению действий в режиме ручного управления во время сближения ТПК с МКС.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев