Мечеть Азиева (рус; Азиевская мечеть, на башк; Ғәзи Мәчите)
Мечеть — до 1736 года считалась главной мечетью башкир на территории исторической Башкирии. В мечети проходили всебашкирские народные собрания (Йыйын. Жыйын), которые являлись высшей властью во внутреннем самоуправлении башкир, где исламским методом Шура (совещания) принимали решения главы родов и имамы башкир. Располагалась мечеть у реки Берсувань (река Берсианка), возле горы Кургаул (Чесноковская гора) — ныне территория города Уфы (Кировский район). По этой местности проходила граница между территориями Уфимской крепости и башкирскими вотчинными землями. факт, что по этой территории между крепостью Уфой и территорией у Азиевой мечети приходили «границы башкирских вотчин». На Берсувани уфимские чиновники торжественно встречали и иностранных дипломатов и торговцев, которые прибывали в Россию со стороны Средней Азии и Казахстана.
--------------------------------------------------------------------------------------------------- История Название мечети Гази ( по русски *Ази, на арабском غازي и на башк; Ғази ) от арабского слово Газа (воевать) Газават (поход на войну) Ғази (Гази, *Ази) означает почетный титул мусульман так же название вольных воинов-добровольцев которые готовы ради Аллаха воевать против неверных. Мечеть была воздвигнута приблизительно в XIII веке, основание мечети связывают с деятельностью «первого имама Башкирии» и главы шариатского суда Исламского ученого Хусейн-бека. (Ученика шейха Ясави). Мечеть строили башкиры долго - около 10 лет с разных материалов. И камни привозили на лошадях из разных далеких мест.
---------------------------------------------------------------------------------------------------
- Мечеть Азиева по сути было как правительство, где башкирские муллы и ахуны принимали решения, так же осуществляли призыв к Исламу разных людей из числа чуваш, крешенных мищяр, черемис, удмуртов, буртасов, русских, калмык, которые после принятия Ислама переходили на сторону башкир и вливались в состав башкирских родов, пример тому история калмыка Назара отца Бокшурги Назарова 1690 года рождения, участника башкирского восстания 1735-1736 г.г (информация сохранилась в шажаре рода Терсяк)
-------------------------------------------------------------------------------------------------------
В мечети проходили всебашкирские народные собрания (Йыйыны), которые являлись высшей властью во внутреннем самоуправлении башкир. На этих съездах принимались важнейшие политические решения, которые в дальнейшем определяли будущее края. На собраниях представители башкирских родов согласовывали общие действия всех родов, вырабатывали единые позиции в отношении тех или иных мероприятий царского правительства, принимали решения о начале или завершении джихада (войны) или восстания, выбирали руководителей войск военных подразделений. Также на этих йыйынах приглашали и смещали ханов, которых здесь считали лишь как необходимых во время восстания или войны военачальников. Принятые на съезде решения было обязательным для всех башкир, его утверждение производилось в форме клятвы на Коране при обязательном участии мусульманских Имамов и Ахунов (Ахун -мусульманский ученый богослов, шариатский ҡадый (судья) имеющий право давать разного рода шариатские решения /фетвы/ ). Но после принятия новых указов 1736 года властями России разрешалось проводить Йыйыны только один раз в год у реки Ламьян (ныне Гафурийский район Республики Башкортостан) при обязательном присутствии представителей Российской власти, организаторы должны были согласовать список вопросов для созыва съезда и получить разрешение уфимского воеводы на его проведение. Позднее йыйыны были и вовсе запрещены царскими властями. В конце декабря 1735 года (по другим данным в начале января 1736 года) в ходе подавления башкирских восстаний, Азиева мечеть была разрушена правительственными отрядами И. К. Кирилова при участии драгунского Вологодского полка. Историк В. Н. Витевский пишет, что Азиевская мечеть «во все бунты служила совещательным местом башкир» и весной 1736 года мечеть была разрушена карательными отрядами И. К. Кирилова во время подавления восстания. После подавления башкирского восстания на месте Мечети Гази развернули свою деятельность христианские проповедники и монахи Успенского мужского монастыря.
#МечетьАзиева #Башкирская #Азиевамечеть #мечетьглавная
https://www.youtube.com/watch?v=OWz5fqqmb1o
https://media.ovd.info/2cymhzrj )
...Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 7