Видный европейский востоковед Г. Янски писал: «История тюрков от древнейших времен до современности, а также этнографические и общие сведения о тюркских народах, наконец, труды по исторической географии стран, принадлежащих тюркскому жизненному пространству, – вот области, где Заки Валиди Тоган имеет перед наукой величайшие заслуги».
Сегодня,10 декабря -125 лет со дня рождения основателя Башкирской автономии, ученого мирового масштаба ЗАКИ ВАЛИДИ,великого,сына башкирского народа. В начале 1919 года Валиди вёл переговоры с правительством Советской России о легитимизации в качестве автономии Башкирской республики. Итогом переговоров стало подписание соглашения в марте 1919 года, между Башкирским Правительством и центральными властями, о советской автономии Башкирии (Автономная Башкирская Советская Республика) в составе РСФСР.
Политический деятель, лидер башкирского национально-освободительного движения (в 1917—1920 гг); публицист; историк, востоковед-тюрколог, доктор философии (1935), профессор, почётный доктор Манчестерского университета (1967).В 1953 году основал Институт исламских исследований и был назначен его директором.
27 июня 1967 года в Манчестерский университет (Англия) присвоил Ахметзаки Валиди Тогану звание почётного доктора (лат. honoris causa).В 1957 году читает лекции в США, а в 1958 году посещает Иран, Пакистан, Индию, где встречается с Джавахарлалом Неру, Мохаммедом Реза Пехлеви и др.Организатор и член многих научных обществ: основал Турецкую ассоциацию востоковедения, избирался членом немецкого общества по изучению восточных стран, Австралийского научного общества, финно-угорского научного общества в Финляндии, Австрийского общества исследований Востока имени Гаммера-Пургшталя. Удостоен золотой медали 1-й степени Министерства просвещения Ирана.Автор трудов по истории тюркских народов. Опубликовал около 400 работ на 11 языках.Ахметзаки Валиди Тоган умер 26 июля 1970 года.Памятник Ахмет-Заки Валидив Санкт-ПетербургеВ Башкортостане учреждена общественная премия имени Ахметзаки Валиди Тогана.23 июля 1992 года Национальной библиотеке Башкортостана было присвоено имя Ахмет-Заки Валиди.В городе Ишимбае его именем названа улица и Башкирская республиканская гимназия-интернат № 2.В городах Санкт-Петербурге, Ишимбае, Сибае установлены памятники.В 2008 году именем Заки Валиди была названа улица в Уфе (бывшая улица Фрунзе).В связи со 120-летием со дня рождения Международной организацией по совместному развитию тюркскойкультуры и искусства (ТЮРКСОЙ) 2010 год был объявлен годом Ахмет-Заки Валиди.26 августа 2010 года в районе Кечиорен г. Анкары (Турция) был открыт парк имени Ахмет-Заки Валиди[13]].15 февраля 2010 года открыта мемориальная доска в Уфе[15].В 2011 году учреждена памятная медаль «Ахмет-Заки Валиди Тоган» — ведомственная награда Академиинаук Республики Башкортостан. В столице Узбекстана есть улица Заки Валиди.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 41
наш род Суклы-Кай, а также близкие нам роды Санаклы-Кай, Юрактау-Кай,
Таулы-Кай входят составной частью в род Кай или Кайлы. Часто говорили о
том, что этот род до прихода на нынешние земли жил на восточном Урале по
Ирендыку…».[ Окончил медресе в Утяково. В 1912—1915 преподаватель медресе «Касимия» в Казани. Кроме башкирского, татарского, турецкого и русского владел персидским, арабским, чагатайским и другими восточными языками. В 1912
году публикует первую научную книгу «История тюрко-татар» (Казань,
1912). Совершил две научных командировки от Российской Академии наук: в 1913 году в Ферганскую область и в 1914 году в Бухарское ханство. Во время второй экспедиции им была приобретена рукопись перевода Корана на тюркский язык, относящаяся к X веку.
В 1915 году уфимские мусульмане выбрали Валидова своим представителем в мусульманской фракции в 4-й Государственной думе Российской империи, был членом Временного центрального бюро российских мусульман. Избран депутатом Всероссийского Учредительного Собрания от Уфимской губернии. Депутат Миллэт Меджлиси (1917—1918).
В 1917 совместно с Ш. Манатовым организовал Башкирское Центральное
Шуро (Совет депутатов), которое 29 ноября 1917 года в г. Оренбурге
провозгласило образование башкирской территориально-национальной
автономии как части федеративной России, и создал башкирский национальный флаг
О башкирском литературном языке
«Во времена съездов 1917 года я не был сторонником замены звуков
...ЕщёВысказывания«С» и «Ч» на «Һ» и «С»... Я желал, чтобы башкирский литературный язык
развивался не на основе звуков «Һ» и «Ҙ», а на усилении тех его
особенностей, которые являются общими с казахским наречием. Но ныне в
силу современных реальных событий утвердилось чисто башкирское наречие с
его звуками «Һ» и «Ҙ», появилась большая литература на этом языке. И
татарский превратился в чисто казанское наречие с преобладанием звука
«Ч». И сейчас, когда татарский алфавит, как его арабский, так и
латинский вариант, обрел столь малопонятный для нас вид, усиление
башкирского наречия естественно... Желаемого всеми «общего тюркского»
литературного языка нет, в этой ситуации совершенно равнозначно, пишет
ли человек на татарском, башкирском или казахском языке. Все это мелкие и
преходящие вопросы, сложным же является вопрос об «общем тюркском»
языке
О башкирском литературном языке
«Во времена съездов 1917 года я не был сторонником замены звуков
— Заки Валиди, 30 января 1935 года«С» и «Ч» на «Һ» и «С»... Я желал, чтобы башкирский литературный язык
развивался не на основе звуков «Һ» и «Ҙ», а на усилении тех его
особенностей, которые являются общими с казахским наречием. Но ныне в
силу современных реальных событий утвердилось чисто башкирское наречие с
его звуками «Һ» и «Ҙ», появилась большая литература на этом языке. И
татарский превратился в чисто казанское наречие с преобладанием звука
«Ч». И сейчас, когда татарский алфавит, как его арабский, так и
латинский вариант, обрел столь малопонятный для нас вид, усиление
башкирского наречия естественно... Желаемого всеми «общего тюркского»
литературного языка нет, в этой ситуации совершенно равнозначно, пишет
ли человек на татарском, башкирском или казахском языке. Все это мелкие и
преходящие вопросы, сложным же является вопрос об «общем тюркском»
языке и культуре.»
О башкиро-татарских отношениях
Ахмет-Заки Валиди в 1935 году
высказался по поводу башкиро-татарских отношений в письме, направленном
Абдулле Батталу Таймасу, видному татарскому писателю и ученому:
«Очень хорошо, что ты не приемлешь башкирское движение из-за того,
...Ещёчто башкиры, отказавшись от татарского литературного языка, встали на
путь использования башкирского языка, и, оценивая это движение как
явление отрицательное, собираешься развернуть против меня борьбу. Но как
же этот замысел ты сам или вы все намереваетесь претворить в жизнь?..
Как вы намереваетесь в ходе этой борьбы добиться победы и осуществить
свою идею? Может быть примените силу? Если в России начнутся перемены,
создадите войска? Но если появятся такие возможности, башкиры раньше вас
соорганизуются и войска создадут. В таком случае кто их заставит стать
татарами? Единственная возможность осуществления этой вашей затеи — тот
непотребный способ, которым польз
О башкиро-татарских отношениях
Ахмет-Заки Валиди в 1935 году
высказался по поводу башкиро-татарских отношений в письме, направленном
Абдулле Батталу Таймасу, видному татарскому писателю и ученому:
«Очень хорошо, что ты не приемлешь башкирское движение из-за того,
что башкиры, отказавшись от татарского литературного языка, встали на
путь использования башкирского языка, и, оценивая это движение как
явление отрицательное, собираешься развернуть против меня борьбу. Но как
же этот замысел ты сам или вы все намереваетесь претворить в жизнь?..
Как вы намереваетесь в ходе этой борьбы добиться победы и осуществить
свою идею? Может быть примените силу? Если в России начнутся перемены,
создадите войска? Но если появятся такие возможности, башкиры раньше вас
соорганизуются и войска создадут. В таком случае кто их заставит стать
татарами? Единственная возможность осуществления этой вашей затеи — тот
непотребный способ, которым пользовались до сих пор, — интриги и провокации,
попытки воспрепятствовать любому полезному начинанию башкир,
доносительство при каждом удобном случае русским, как белым, так и
красным, изображая башкир как врагов русских, их государства. По
существу это и будет методом вашей борьбы... Почему ты не стремишься
смотреть на мир открытым, непредвзятым взглядом? Почему на все смотришь
только с башни Суюмбики?.. Казанцы сумеют сыграть свою великую роль,
только для этого они должны отказаться от того ложного пути, который им
указали их нынешние «вожди», должны навечно отречься от мечтаний стать
духовным поводырем, старшим братом всех остальных тюрков. ...
Объединение башкир с татарами вокруг казанского диалекта — ошибочная,
ложная мысль... Назойливое вмешательство татар в башкирские дела,
повторение мысли о том, что без татар башкиры обречены на исчезновение —
вредно и неверно... Если исчезнет это проклятое и бессмысленное
притязание на татаризацию, между башкирами и татарами нет ни
малейшего повода для склок. Мы ваши единомышленники. Если раз и навсегда
будет взаимопонимание по упомянутому вопросу, мы готовы по первому
вашему зову с радостью прийти к вам для сотрудничества по любому
вопросу.»
— Заки Валиди, 30 января 1935 года
Зәки Вәлиди Туғанға арнаным.
Күрермен, тип тыуған төйәгемде,
Уралымды, ғәзиз еремде,
Тыңлармын тип, иҫкән елдәр аша,
Йөрәгемә яҡын көйөмдө.
Олпат имәндәрен Уралымдың,
Тәлгәш ҡайындарҙы һағынып,
Менеп баҫтым тауға, ҡая ташҡа,
Парһыҙ аҡҡош кеүек талпынып.
Ҡарап торам. Диңгеҙ тулҡындары
Бәреләләр ярға ярышып.
Тулҡын кеүек мине яҙмыш бәрҙе,
Китеп барҙым ситкә аҙашып.
Түҙмәнем мин, башҡортомдоң оҙон
“Буранбай”ын һуҙып, моңландым.
Уралымда ҡалған ҡара күҙле,
Башҡорт ҡызын өҙөлөп һағындым.
Һағышымды түктем ҡая ташҡа,
Наҙлы елгә систем серемде.
Алыҫ-алыҫ, диңгеҙ аръяғына,
Тыуған яҡҡа баҡтым күземде.
Тыуған яғға ҡарап, ғәфү һорап,
Доғаларым уҡып хуш иттем.
Шул сағында йөрәгемә таныш,
Ыңғырашҡан тауыш ишеттем.
Әллә ҡағылдымы ҡая ташҡа,
Йөрәгемдән сыҡҡан һағышым,
Әллә шулай янып, ыңғырашты,
Маңлайыма яҙған яҙмышым.
Сит ерҙең бит, хатта таштары ла
Һары һағыш кеүек һарғая.
Тороп баҫтым. Ҡапыл күҙем төштө
Таш янында...ЕщёУЙНАМАНЫ ҠУРАЙ
Зәки Вәлиди Туғанға арнаным.
Күрермен, тип тыуған төйәгемде,
Уралымды, ғәзиз еремде,
Тыңлармын тип, иҫкән елдәр аша,
Йөрәгемә яҡын көйөмдө.
Олпат имәндәрен Уралымдың,
Тәлгәш ҡайындарҙы һағынып,
Менеп баҫтым тауға, ҡая ташҡа,
Парһыҙ аҡҡош кеүек талпынып.
Ҡарап торам. Диңгеҙ тулҡындары
Бәреләләр ярға ярышып.
Тулҡын кеүек мине яҙмыш бәрҙе,
Китеп барҙым ситкә аҙашып.
Түҙмәнем мин, башҡортомдоң оҙон
“Буранбай”ын һуҙып, моңландым.
Уралымда ҡалған ҡара күҙле,
Башҡорт ҡызын өҙөлөп һағындым.
Һағышымды түктем ҡая ташҡа,
Наҙлы елгә систем серемде.
Алыҫ-алыҫ, диңгеҙ аръяғына,
Тыуған яҡҡа баҡтым күземде.
Тыуған яғға ҡарап, ғәфү һорап,
Доғаларым уҡып хуш иттем.
Шул сағында йөрәгемә таныш,
Ыңғырашҡан тауыш ишеттем.
Әллә ҡағылдымы ҡая ташҡа,
Йөрәгемдән сыҡҡан һағышым,
Әллә шулай янып, ыңғырашты,
Маңлайыма яҙған яҙмышым.
Сит ерҙең бит, хатта таштары ла
Һары һағыш кеүек һарғая.
Тороп баҫтым. Ҡапыл күҙем төштө
Таш янында үҫкән ҡурайға.
“Ҡайҙан килдең? Ҡайһы төбәктән һин?”
Һорау бирҙем моңло ҡурайға.
Ҡырҡып алдым, башҡортомдоң көйөн,
Моңландырып тауҙа уйнарға.
“Һағышымды тарат, әйҙә!” - тинем,
“Уйнап ебәр, моңло ҡурайым.
Көйөң менән бергә, уйым менән,
Уралыма ҡайтып урайым.”
Уйнаманы ҡурай, моңланманы,
Шыңшып-шыңшып бары иланы.
Урал егетенең һағыштарын,
Йөрәк ярһыуҙарын баҫманы.
“Көйөм ҡалды, ҡалды Уралымда,
Тороп ҡалды моңло йырҙарым,
Бында үҫә бары, йән сыҡмаған,
Ҡоро-һары көйһөҙ буйҙарым.”
Уйнаманы ҡурай егеткә,
Сит илдә ул көйһөҙ көн итә
Рәхимә Вәлиуллина
своего глубокого и всестороннего изучения, которое является
олицетворением лучших традиций русской востоковедческой школы и
западной ориенталистики
Ахмет-Заки Валиди составил почти 400
научных трудов – монографий и статей, а некоторые его книги (как,
например, «Методология исторического исследования» , «Введение во
всеобщую историю тюрков» и др.) представляют фундаментальные
исследования. Ахмет-Заки Валиди – автор книги «Путевые заметки Ибн
Фадлана», с комментариями к ней, которую немецкий востоковед Б. Шпулер
назвал «малой тюркской исторической энциклопедией». Благодаря
Ахмет-Заки Валиди в научный оборот введены ценнейшие исторические
сведения о древних славянах, германцах и угрофинских народах. Его перу
принадлежат многие статьи в новом издании «Энциклопедия по исламу» ,
которые сами могут составить отдельный том. Сейчас готовится многотомное
издание его трудов на английском языке.
Поскольку труд...ЕщёТворческое наследие Ахмет-Заки Валиди огромно и все еще ждет
своего глубокого и всестороннего изучения, которое является
олицетворением лучших традиций русской востоковедческой школы и
западной ориенталистики
Ахмет-Заки Валиди составил почти 400
научных трудов – монографий и статей, а некоторые его книги (как,
например, «Методология исторического исследования» , «Введение во
всеобщую историю тюрков» и др.) представляют фундаментальные
исследования. Ахмет-Заки Валиди – автор книги «Путевые заметки Ибн
Фадлана», с комментариями к ней, которую немецкий востоковед Б. Шпулер
назвал «малой тюркской исторической энциклопедией». Благодаря
Ахмет-Заки Валиди в научный оборот введены ценнейшие исторические
сведения о древних славянах, германцах и угрофинских народах. Его перу
принадлежат многие статьи в новом издании «Энциклопедия по исламу» ,
которые сами могут составить отдельный том. Сейчас готовится многотомное
издание его трудов на английском языке.
Поскольку труды
Ахмет-Заки Валиди были запрещены в Советском Союзе, то для читателей,
владеющих только башкирским и русским языками, остаются недоступными
его научные работы, в большинстве своем написанные на турецком,
английском, немецком, персидском и многих других языках. Предстоит
длительная и кропотливая работа по переводу его научного наследия на
русский и башкирский языки, а для этого нужен целый коллектив
переводчиков, сведущих в тех научных областях, в которых Ахмет-Заки
Валиди вел свои неустанные и многолетние изыскания.
Он автор
многочисленных произведений и статей об истории и культуре ислама,
например, фундаментальных работ об эпохе Тимуридов и трудов по изучению
исторической географии тюркских народов. Также получил признание как
знаток творчества мусульманского ученого Абу Райхана ал-Бируни
(973-1048). Ахмет-Заки Валиди дал новый импульс для исследования истории
и культуры ислама путем их изучения на основе богатейших
этнографических сведений, поскольку он, в отличие от европейских
востоковедов, сам был плоть от плоти представителем мира ислама. В
своей фундаментальной работе «Методология исторического исследования»
он развенчивает ряд исторических заблуждений и анахронизмов европейской
науки относительно мусульманского Востока, подвергает обоснованной
критике некоторые предрассудки европейских ученых, мешавших им давать
объективную картину об истории ислама.
Тем не менее, до сих пор
остается непереведенным на башкирский и русский языки (а значит, и
недоступным для широкого читателя) огромное количество научных
(исторических, этнографических и др.) работ Ахмет-Заки Валиди. Долг
молодых ученых Башкортостана состоит в возвращении его научного
наследия
Ильшат Насыров
обучаются студенты турецких и европейских учебных заведений.И все еще в
будущем!
По пути в Петроград мы остановились в Казани и
встретились с руководителями Съезда казанских татар.
Договорились о том, что если они сами не намерены
ратовать за собственную самостоятельность, то не мешали
бы нашей борьбе за суверенный Башкортостан. Перего
воры состоялись в доме Захид-бея, внука шейха Ш амиля,
предводителя освободительной борьбы Северного Кавказа.
Но видные казанские лидеры, в том числе Садри Максуди,
участия в этих встречах не приняли.
После
Баш кортостана самостоятельными республиками
объявили себя Крым, затем Туркестан ( по старому
стилю 24 декабря), спустя некоторое время — Азербайджан и Казахстан.
Сами башкиры в ту пору водку в
рот не брали, считая это смертным грехом.
Цвиллинг
принимал
нас
вежливо,
несколько
раз
приглаш ал на различные заседания. На этих встречах
члены Государственной Думы прежнего созыва татары
К алим улла Хасанов и Бурхан Ш ариф вели себя как
старые
друзья
большевиков,
проявляя
в
отношении
нас некий прокурорский апломб.
Прошло пять дней. 3 февраля мы были арестованы.
Солдаты, взявшие нас под стражу, были татарами. Когда
они предъявили фальшивую бумагу, якобы выданную
местной Советской властью, начальник тюрьмы ответил,
что никакого приказа о нашем аресте он не получал,
поэтому может принять нас только временно. Мы требо
вали немедленно освободить нас, но никто этому не внял.
Позже мы узнали, как был обоснован этот произвол:
221
Несколько дней спустя меня отделили от остальной
...Ещёгруппы и заперли в одиночную камеру. В тюрьме я рабо
тал над завершением книги «История ногайцев», кото
рую начал писать еще в 1915 году. Однажды ко мне
заш ел молодой татарин по имени М ухаммет Тагиров.
Он принес пищу, писчую бумагу и ручные часы. Оказы
вается, в К азани он был моим шакирдом, примкнул к
коммунистам и казанское мусульманское военное шуро
направило его в Баш кортостан для содействия Орен
бургским Советам в деле разлож ения башкирского движ е
ния и правительства. Со слезами раскаяния на глазах он
рассказал мне следующее: «Учитель, мы вас арестовали
только для того, чтобы напугать вас и заставить отказать
ся от идеи самостоятельности башкир. Но дело приняло
дурной оборот. Мы сами стараемся помочь вам освобо
диться, но ничего не получается. Вы превратились в
опасных врагов Советской власти, так как в горах баш
киры формируют добровольные войска, поэтому красные
держ ат вас как залож ника. Я очен
Несколько дней спустя меня отделили от остальной
группы и заперли в одиночную камеру. В тюрьме я рабо
тал над завершением книги «История ногайцев», кото
рую начал писать еще в 1915 году. Однажды ко мне
заш ел молодой татарин по имени М ухаммет Тагиров.
Он принес пищу, писчую бумагу и ручные часы. Оказы
вается, в К азани он был моим шакирдом, примкнул к
коммунистам и казанское мусульманское военное шуро
направило его в Баш кортостан для содействия Орен
бургским Советам в деле разлож ения башкирского движ е
ния и правительства. Со слезами раскаяния на глазах он
рассказал мне следующее: «Учитель, мы вас арестовали
только для того, чтобы напугать вас и заставить отказать
ся от идеи самостоятельности башкир. Но дело приняло
дурной оборот. Мы сами стараемся помочь вам освобо
диться, но ничего не получается. Вы превратились в
опасных врагов Советской власти, так как в горах баш
киры формируют добровольные войска, поэтому красные
держ ат вас как залож ника. Я очень боюсь исхода этого
дела».
Амир был другом моего детства. Родился в селе М ака
рово, что в семи верстах от нас. Из старинного и знатного
рода,
внук
известного
башкирского
офицера
Юсуфа Карамыш ева, жившего в первой половине XIX
века. Карамыш евы, все как один, люди отчаянно смелые
и верные нашим идеалам. У Амира были братья М ухтар
и Гани, оба офицеры. Еще один брат, Гарей Карамыш ев,
состоял на государственной службе.
Амир был искусным кураистом. По пути в лесу попа
дало множество стеблей курая. Мой друг срезал их ножом,
проделывал дырочки и выводил наши мелодии. Кстати,
этого растения, в обилии распространенного на Алтае и
Урале, я не наш ел ни в Европе, ни в Турции, встречал
иногда лишь в ботанических садах.
Позднее меня в этом доме отыскал
член правительства Баш кортостана и наш представитель
в Москве, мой соратник М уллаян Халиков. В Кустанай мы
должны были ехать вместе, и он был об этом извещен. Этот
человек стал одной из главных фигур в борьбе Баш кор
тостана за автономию. Когда в 1923 году мы бежали за
границу, он остался на родине и вынес много страда
ний от Советов, пока, наконец, не был казнен в 1937
она не имела на них особого влияния. А вообще, башкиры
...Ещёдоказали, что они отличные воины. Несмотря на рево
люции, они сохранили впитавшийся им в кровь строгий
порядок, с уважением отнеслись к своим руководителям»
Помимо военных дел мы занимались в Оренбурге и воп
росами просвещения. Открыли учительские школы, курсы
медсестер, работников телеграфа и телефона, военную
школу и курсы. Все офицеры и унтер-офицеры из башкир
вели такж е преподавательскую работу. Огромную беззавет
ность в этом деле выказали служивш ие в царской армии
башкирские
офицеры:
полковник
Ахметов, Галимьян Таган. Из татар к нашей армии прим
кнули и верно служили в ней генерал Ишбулатов, полков
ник Бикмаев, братья Терегуловы, Ильяс Алкин, Янбухтин,
Чанышев, Суюндуков. Некоторые из них впоследствии
оказались вместе с нами в Бухаре, а иные перебрались
и в Турцию. Мысль француза Леона Каэна о том, что
воинская служба у тюрков является укрепляющей силой
национального единства, подтвердило и наше дв
она не имела на них особого влияния. А вообще, башкиры
доказали, что они отличные воины. Несмотря на рево
люции, они сохранили впитавшийся им в кровь строгий
порядок, с уважением отнеслись к своим руководителям»
Помимо военных дел мы занимались в Оренбурге и воп
росами просвещения. Открыли учительские школы, курсы
медсестер, работников телеграфа и телефона, военную
школу и курсы. Все офицеры и унтер-офицеры из башкир
вели такж е преподавательскую работу. Огромную беззавет
ность в этом деле выказали служивш ие в царской армии
башкирские
офицеры:
полковник
Ахметов, Галимьян Таган. Из татар к нашей армии прим
кнули и верно служили в ней генерал Ишбулатов, полков
ник Бикмаев, братья Терегуловы, Ильяс Алкин, Янбухтин,
Чанышев, Суюндуков. Некоторые из них впоследствии
оказались вместе с нами в Бухаре, а иные перебрались
и в Турцию. Мысль француза Леона Каэна о том, что
воинская служба у тюрков является укрепляющей силой
национального единства, подтвердило и наше движение.
Выступавший прежде против нас татарский писатель
Ф атих Карим преподавал в нашей учительской школе.
Д аж е член бывшей
Государственной Думы
Ахтямов, открыто боровшийся против нас, сотрудничал
с нами. В национальной печати работали сыновья ученого
Ризаитдина Ф ахретдина. Его старший сын Габдрахман
Фахретдинов являлся главным редактором газеты «Баш
кортостан». Служившие в наш их войсках русские и поль
ские офицеры такж е поддерживали идею Башкирской ав
тономии и искренне способствовали ее осуществлению.
Особого уваж ения заслуживаю т упомянутый выше пол
ковник Емельянов, заместитель начальника штаба пол
ковник Федоров и польский полковник Бритц, служивш ий
в нашей армии с 1917 года.
Председатель Уфимского Совета фанатичный комму
нист
Эльцин
те
условия
башкирской армией заставил Ленина и Сталина дать по
телефону
приказ
о
подписании
Соглашения.
По
их
требованию,
долж ны
в
обязательном
в войне против белых.
Тем не менее Сталин сообщил мне
по телефону, что меня хочет видеть Ленин, и чтобы я
взял с собой одного-двух своих товарищей. Мы отправились
к нему вместе с председателем нашего правительства
Кулаевым.
Как
раз
сюда из Симбирска, где принимал участие в мирных пере
говорах с командованием Восточного фронта. Баш кир по
происхождению, Кулаев в детстве попал в руки русских
миссионеров и подвергся крещению. Мы обращались к
нему, назы вая настоящим его именем — М ухаметгали-
агай. Он и сам так хотел, а подписывался официальным
своим именем «Мстислав Кулаев». Был хорошим докто
ром, получившим образование в Казанском университете.
отошел
от
политики,
университета в Казани. Возможно, и сейчас еще жив.
Был Кулаев честным человеком. Хотя не был мусульмани
ном, все ж е сохранил верность своему тюркскому, баш
кирскому, происхождению. Знал труды русских ученых
о тюркских народах Сибири.
Гадали, будут ли обыскивать, проверять, нет ли при
нас оруж ия. Однако никакого обыска не было. Ленин
вышел из-за стола и поздоровался с нами за руку. На столе
стояла этаж ерка для бумаг. Во время беседы эта дощ атая
этаж ерка скрывала руки Ленина. Иногда он записывал
фамилии упоминаемых в разговоре восточных деятелей.
Я подумал, что за этой этажеркой есть и пистолет. При
разговоре с Кулаевым он спросил: «Вашего друга зовут
Ахметзаки, почему же ваше имя Мстислав?» «Я башкир-
христианин»,— ответил Кулаев. «Не испортились ли из-за
этого ваши отношения с народом? Не лучше ли быть
атеистом без всякой перемены веры?» Кулаев почувство
вал неловкость, вразумительного ответа не дал.
С другой стороны, красные
тоже изменили свою политику на полярно противополож
ную, стали видеть в баш кирах только врагов и начали
грабить их, разоруж али башкирские войска там, где они
были малочисленны. В нескольких местах были убиты
М ученическая
гибель
наших
поэтов
в Зилаире превратилась в незаживающ ую боль. Все это
заставило М уртазина и его товарищей по оружию войти
в переговоры с белыми и перейти на их сторону. Прямо из
Бузулука я направил офицера, приказав ему составить
документ о том, где и какой ущерб нанесен красными
народу.
Правительство сумело
расследовать
это
дело.
Свиде
скрепленные
подписями
и
печатями
старост о том, где и сколько скота награблено, сколько
домов сожжено, были подготовлены очень быстро. Это
явилось доказательством тому, каким влиянием и уваж е
нием пользуется наше правительство в народе. Красные
в известной степени остались в крайне неловком положе
нии и были вынуждены признать свою вину.
При
этой
встрече
Ленин
подарил
мне
большой
автомобиль марки «Фиат», документ на который написал
на простой бумаж ке синим карандаш ом. Оказывается,
автомобиль некогда принадлеж ал бывшему Туркестан
скому генерал-губернатору Самсонову49 во время русско-
германской войны побежденному Гинденбургом и погиб
шему при невыясненных обстоятельствах. В то время
было чрезвычайно трудно найти в Москве бензин. Мне
дали и горючее, и мы переправили автомобиль в Саранск,
а потом и в Башкортостан. Хотя использовать тяж ело
весный
«Фиат»,
пожираюш ий много бензина,
практи
чески было невозможно, но одно то, что он был подарен
мне самим Лениным, поднимало мой авторитет в глазах
Увы, эти внешние признаки внимания и
уваж ения никаких серьезных результатов не дали.
Вновь организованные части непременно надо было
оставить на Туркестанском фронте. Мы, как и прежде,
хотели вместе с казахам и расположиться в Оренбурге.
Однако Советское правительство, Ленин и Сталин под
влиянием своих имперски настроенных товарищей реши
ли отделить башкир от казахов. С этой целью была
создана русская
Оренбургская
губерния.
По решению
Центра,
казахам
дали
сформировать
самостоятельное
Казахское
правительство
со
столицей
в
Актюбинске,
нашей столицей определили Стерлитамак. Таким образом,
нас искусственно отдалили друг от друга. При встрече
с Лениным я выразил по этому поводу протест, но он не
отступил от своего решения, даже пытался успокоить
меня:
пусть,
мол,
пока
будет
так,
а
в
дальнейшем
посмотрим.
которые поддержали нас еще в
1917
году, в период
становления башкирского национального движения. Сы
пались вопросы: «Что произошло? Что должно произой
ти? Куда теперь собираетесь?» Я созвал на совет видных
людей из освобожденных от Колчака баш кирских улусов,
состоялись откровенные беседы. Я сказал собравшимся:
«Нет у нас пути, кроме как найти общий язы к с красными.
Мы не можем перетащить родину в Сибирь или Китай,
сейчас нужно терпение. Нам не разреш или разместиться
в Оренбурге вместе с красными и направить наши войска
на
Туркестанский
фронт.
Это
нас
удручает,
но
не
подчиниться режиму, все больше укрепляющемуся в Рос
сии, мы не имеем возможности. Ибо русский народ встал
на путь испытания большевизма на собственном горбу.
Женитьба
На обратном пути я заехал в аул Абзе-
лилово. Здесь в конце августа состоялась
моя женитьба на дочери имама Х адж имухамета.
Семья эта происходит из башкирского рода тунга-
уров. Ходжа Х адж и М ухамет — близкий друг моего отца.
Мать Нафисы — дочь троицкого иш ана Зайнуллы . Девуш
ку я знал и любил с юных лет, переписывался с ней, и о
нашем браке родители сговорились еще в 1904 году. Но
нам помешали охватившие страну грандиозные события, и
женитьба запоздала.
И вот свадьба. Погода стояла чудесная. Но случилось
так, что именно в первую брачную ночь пятеро верховых
гонцов доставили срочную телеграмму от оборонявших
М агнитогорск наш их войск. Из Москвы меня вызывал
Троцкий к телеграфному аппарату. Делать нечего, я тут
же отправился в путь.
В этот свой приезд я встречался со знаме
нитым ученым восточных тюрков Ризаит-
дином
Фахретдином
и
великим
поэтом
Закиром Рамиевым, который ж ил раньше
в Орске.
Уважаемый ученый Ризаитдин (Риза) говорил, что он
непрестанно молится за успех нашего дела и что очень
доволен тем, что его собственные сыновья тоже сотрудни
чают с нами. Перед моим уходом почтенный ученый при
ж ал мою голову к груди, глаза его наполнились слезами.
...ЕщёВо взгляде у него застыл безмолвный вопрос: «Какие же
еще испытания ждут нас?»
Я сказал ему: «В этой жизни, объятой пламенем, мы
будем
искать
пути
правды,
пробиваясь
сквозь
пекло.
Может быть, плодами нашей борьбы воспользуются уже
будущие поколения. А пока нам надо убедиться, что в
нашем народе не умерли отвага, вера в свои силы. Если
эти чувства не угаснут, когда-нибудь и наш народ станет
жить как свободная нация».
С просветленной душой я ушел от хазрета Ризаитдина.
Хоть на глазах у него и стояли слезы, он сохранял спокой
ствие и степенность мудреца. Даже в такое грозное время
он продолжал работать в тиши своей богатейшей библио
теки, проникая в глубь веков, и это придавало мне силы.
Долго не выходили его проникновенные слова из моей
памяти.
В 1926 году по пути в Мекку на конгресс он останав
ливался в Стамбуле.
На обеде хазрет вспоминал при
гостях о нашей встрече в Оренбурге и те слова, которые
бы
ж ал мою голову к груди, глаза его наполнились слезами.
Во взгляде у него застыл безмолвный вопрос: «Какие же
еще испытания ждут нас?»
Я сказал ему: «В этой жизни, объятой пламенем, мы
будем
искать
пути
правды,
пробиваясь
сквозь
пекло.
Может быть, плодами нашей борьбы воспользуются уже
будущие поколения. А пока нам надо убедиться, что в
нашем народе не умерли отвага, вера в свои силы. Если
эти чувства не угаснут, когда-нибудь и наш народ станет
жить как свободная нация».
С просветленной душой я ушел от хазрета Ризаитдина.
Хоть на глазах у него и стояли слезы, он сохранял спокой
ствие и степенность мудреца. Даже в такое грозное время
он продолжал работать в тиши своей богатейшей библио
теки, проникая в глубь веков, и это придавало мне силы.
Долго не выходили его проникновенные слова из моей
памяти.
В 1926 году по пути в Мекку на конгресс он останав
ливался в Стамбуле.
На обеде хазрет вспоминал при
гостях о нашей встрече в Оренбурге и те слова, которые
были тогда сказаны мной, чем всех нас очень порадовал.
А Фрунзе признал мою правоту. Если бы не дружба
...Ещёи доверие, которые проявлял ко мне этот человек, если бы
я не был связан словом, данным мной таким представите
лям красных, как Фрунзе, Рыков, и не сохранял верность
подписанным соглашениям, то я ушел бы от Советов
и вновь стал на путь борьбы с ними.
В разговоре с редактором газеты «Правда» я подчер
кивал, насколько важно, чтобы во взаимоотношениях с
нами, народами Востока, Советы сохраняли верность до
стигнутым соглашениям. Однако, судя по рапортам Брой-
до, попавшим тогда в наши руки (недавно некоторые из
них были опубликованы самими Советами), мнение ком
мунистических организаций соседних с Башкортостаном
русских губерний Сталин ставил выше мнения Фрунзе
и его товарищей. В одном рапорте Бройдо писал: «Орен
бург
превратился в точку объединения мусульман на
Востоке России. Валидова нельзя сюда допускать. Следует
натравить на него М уртазина. Надо поставить себе обяза
тельной целью испортить отношения между баш
А Фрунзе признал мою правоту. Если бы не дружба
и доверие, которые проявлял ко мне этот человек, если бы
я не был связан словом, данным мной таким представите
лям красных, как Фрунзе, Рыков, и не сохранял верность
подписанным соглашениям, то я ушел бы от Советов
и вновь стал на путь борьбы с ними.
В разговоре с редактором газеты «Правда» я подчер
кивал, насколько важно, чтобы во взаимоотношениях с
нами, народами Востока, Советы сохраняли верность до
стигнутым соглашениям. Однако, судя по рапортам Брой-
до, попавшим тогда в наши руки (недавно некоторые из
них были опубликованы самими Советами), мнение ком
мунистических организаций соседних с Башкортостаном
русских губерний Сталин ставил выше мнения Фрунзе
и его товарищей. В одном рапорте Бройдо писал: «Орен
бург
превратился в точку объединения мусульман на
Востоке России. Валидова нельзя сюда допускать. Следует
натравить на него М уртазина. Надо поставить себе обяза
тельной целью испортить отношения между башкирами и
казахами. Именно так поступал Неплюев, он действитель
но был великим политиком. Валидова необходимо изоли
ровать от других тюркских народов».
Неплюев, упоминаемый Бройдо, в X V III
веке при
Петре
Великом
и
дочери
его
Елизавете
управлял
из
Оренбурга всей восточной Россией, а до этого был дипло