Происхождение башкирских буляр связано с булгарским племенем биляров. Вместе с другими башкирскиОми племенами юрми, юрматы, еней и байлар — буляры входили в единое этнополитическое образование в составе Волжской Булгарии.
Булярцы имеют булгарское происхождение, прошедшие этап этнического взаимодействия с древнемадьярскими племенами. После разгрома г. Булгара и других городов русскими и кипчаками-половцами в 1183 году западные башкирские племена возглавляемые булярами захватывают власть в Булгарии. Город Буляр (Биляр) становится новой столицей государства. По своей градостроительной традиции повторял типичные города-крепости средневековых полукочевников. Центр-Кремль и посад были заселены густо. Внутри 3 крепостной стены были в основном хозяйственные постройки и временные жилища полукочевых башкир. После окончательного разорения Тимуром в 1391—1392 гг. западные башкиры постепенно оттесняются на восток и юго- восток. После постепенного обособления Булгарского улуса, и образованием в 1445 г. Казанского ханства башкиры окончательно оттесняются за р. Шешма. Буляры переселились в прикамские леса, в низовья р. Зай, а оттуда — на Ик и Сюнь. Ещё 1769 году П. И. Рычков изучая развалины Биляра, встретил там приехавших на поминки к «святым местам» башкир.
Шежере племени буляр, под названием «Предки булярского юрта» («Буләр йортоның бабалары»), начинается с Буляр-хана — потомка некоего Динис Бикбрача «из народа буляр». Бикбрач жил «на берегу реки Буляр», находящеяся «в стороне Степного Зая и Шешмы». По пересказу булярского сказания Д. Н. Соколовым, икские башкиры «считают себя переселенцами с древнего Булгара». На реке Ик булярцы и юрмийцы были расселены смежно, а пришедшие позднее ирэктинцы вклинились между ними.
На территории расселения булярцев ныне находятся Ермекеевский,Чекмагушевский, Илишевский районы Башкортостана, а также Мензелинский, Актанышский, Муслюмовский районы Татарстана.
Предания и шежере таких башкирских родов, как биляр, гайна, юрмый, еней обычно связывают с булгарами. Часто встречаются в этих записях такие утверждения: «Башкиры- выходцы из Булгарии. Это родственные народы», «Раньше башкиры были булгарами», «Мы, гайнинцы- коренные башкиры. Наши предки- выходцы из Булгарии, из Мензелинских сторон». Эти сведения подтверждаются также историческими и этнографическими материалами. Как известно, этноним башкирского рода биляр по- своему происхождению восходит к имени самого крупного племени и названию самого значительного города Булгарского государства. В древних и средневековых источниках слова биляр и булгар означают одно и то же.
Араб Абу Хамид Ал- Гарнани оставил любопытное толкование значения слов «булгар» и «биляр»: многознающего человека булгары называют «биляром». «Биляр означает «знающий», «ученый человек».Позже арабы несколько изменили слово «биляр», и оно превратилось в «булгар». «Об этом я читал в книге «Таурих-и Булгарийа» булгарского казыя Якуба Ибн Нугмана,- пишет арабский путешественник.
Якуб Ибн Ногмани был одним из крупнейших башкирских ученых. К сожалению труды ученого не дошли до наших дней, как впрочем и сам город Биляр, который был захвачен в XII веке князьями Андреем и Всеволодом. В историческом памятнике русских под названием «Казанская сторона» говорится: «Ту же был на Каме старый град, именем Брячев болгарский, ныне же градище пусто».
В башкирском шежере «Предки билярского дома» говорится о Билярхане- потомке Бикбарыса ( из народа буляр), который жил по берегам рек Зай и Шишма.
Сюжеты и мотивы, восходящие к книгам «Таурих-и Булгария» встречаются и в записанных у разных людей преданиях. в X веке.
В одной из венгерских летописей сообщается о том, что 970 г. из Волжской Булгарии в Венгрию пришли биляры -мусульмане братья Билла и Боксу. Несколько позже туда переселилась еще одна группа биляр во главе с Хасаном. Венгры встретили их, как родных, дали им земли на левом берегу Дуная. Будто бы и город Пешт основали те самые биляры.
О булгаро - башкирских связях говорит сказка «Алпамыша» и эпос «Алдар и Зухра».
От Булгарского государства остались лишь развалины и от булгарских памятников мало что сохранилось до наших дней.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 29
На территории расселения булярцев ныне находятся Ермекеевский,Чекмагушевский, Илишевский районы Башкортостана, а также Мензелинский, Актанышский, Муслюмовский районы Татарстана.
Таким образом, получается, что основателями города Рима Ромул и Рем говорили по-нашему. А древнеримские историки вс...ЕщёИзвестно, что основанный легендарными Ромулом и Ремом до 754-753 гг. до н.э. «вечный город Рим» стоял на берегу реки Тибр. Также стало известным то, что эта река во времена двух братьев называлась Альбала(к). Это не латиница. Но тогда что это за язык? Латиноязычные авторы переводили его с языка Ромула и Ремы как «розово-алая река». Следовательно, слово состоит из двух слов (двусоставное слово), «Ал-була(к)», вдобавок точно по-нашему, по-башкирски, где «ал» -- розовый цвет, «булак» -- река, как и река Кизил, что на Урале!.. Следует помнить о том, что измененное слово «булак» в следствии видоизменения «р» в «л» в своем первозданном виде было «бурак» («бурэ» ’волк‘) и после видоизменения сохранило свое значение (булак – волак – волк -- Волга!). В результате действия языкового закона название «Бурег-эр» (т.е. «Бурэ-ир» -- волки-усярганцы) превратилось в «Бургар>Булгар».
Таким образом, получается, что основателями города Рима Ромул и Рем говорили по-нашему. А древнеримские историки все в один голос писали о том, что они на самом деле не были индо-европейцами (значит – урало-алтайские тюрки!), что они пришли из Скифии, расположенной на севере Черного моря, что по своим родовым принадлежностям они – «энотры, авзоны, пеласги». Основываясь на указанные сходства башкир и древних римлян, можем правильно читать искаженные на чужом (латинском) языке названия родов: башкиры-огузы (огуз – от слова угез ’бык‘), преклоняющиеся «энотру» -- Инэ-тору (Корове-богине); «авзоны» -- абаз-ан – бэжэнеки-башкиры; «пеласги» -- пеле-эсэки – бурэ-асаки (волчицы), т.е. усярганы-биляры.