Михаил Голубин
«Все влюблённые клянутся исполнить больше, чем могут, и не исполняют даже возможного». (Шекспир).
В Библии мне видится органичное учение о человеческих обещаниях и клятвах.
Ветхий Завет допускает клятвы как часть Моисеева закона. Как и весь закон, клятвы вскрывают несостоятельность человека их исполнить, а порой обнажают даже безрассудство человеческих обетов (Иеффай, Саул). А уже неисполнение клятвы сулит проклятие. Ветхий Завет дословно заканчивается «проклятием».
Новый Завет нацелен на снятие проклятия. А потому он учит вовсе не клясться. Это один из пунктов Нагорной проповеди - основы христианского учения. Причём Новый Завет не предлагает заменить клятву на обещание - вроде как, более мягкую клятву. Всё должно быть упрощено самой обычной честностью в высказываниях и намерениях. «Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого»(Мф.5:37).
Кроме самого христианского учения о клятвах, присягах, обещаниях я не пойму даже логики свадебных обещаний. Вы думаете, что они спасают от утраты любви и разводов? Навряд ли. Статистика и практика свидетельствуют об обратном. Если люди друг друга возненавидели и хотят развестись, никакие свадебные обещания, как правило, не спасают. О них все резко забывают или пытаются оправдывать их нарушение.
Крепость браков держится не на обещаниях, а на развитии любви, пропитанной чувством ответственности перед Богом и спутником жизни.
Мне даже странно, что я должен любить свою жену до смерти потому, что я это обещал. Мне так ей и признаваться в любви: «Я тебя люблю и не брошу, потому что обещал на свадьбе»? А если на венчании забыли спросить обещание? Можно теперь не любить «и в горестях, и в радостях»?
Если я женюсь на девушке, и меня просят присягнуть жить с ней, пока смерть нас не разлучит, то у меня возникает вопрос: «А что, если я не пообещаю, значит, у меня есть другие варианты?» Само по себе заключение брака уже является вступлением в заветные обязательства любить друг друга до смерти. Здесь нет варианта «пожить», «притереться», «попробовать»…
Если от нас требуются обещания для крепости брака, то, похоже, мы ещё не поняли что же такое вообще брак. Любовь должна основываться не на моих обещаниях. Обещания часто обусловлены обстоятельствами. Когда жених с невестой стоят под венцом, и всё внутри горит друг ко другу, там они любые обещания скажут, лишь бы свадьба не сорвалась.
Моя любовь должна держаться не на том, что я пообещал, а на постоянном библейском осмыслении, кем является для меня моя жена, и Кто мне её поручил любить. Моя любовь является плодом правильного взаимодействия с Богом и самым близким человеком, которого Он мне подарил.
Что касается обещания в день крещения, то это отдельная большая тема, которая требует глубокой экзегетики 1Пет.3:21, где крещение называется «обещанием доброй совести». Здесь обязательно следует произвести анализ греческого термина ἐπερώτημα [эпэрОтэма] - вопрос, запрос, требование, обращение, обещание, обет. Он имеет значение и как «запрос, просьба» и как «обещание». Если первое значение здесь всё-таки более корректное, то в день крещения мы должны не обещать добрую совесть, а направить просьбу к Богу, чтобы бесповоротно служить Ему всею доброю совестью. Человек показал уже свою несостоятельность в клятвах. Без Божьей благодатной помощи он оказывается бессильным в этой сфере. Поэтому по учению Нового Завета христианин не призван клясться, а всё сводить к простым «да, да» и «нет, нет», держась за верность Божью.
«Прежде же всего, братия мои, не клянитесь ни небом, ни землею, и никакою другою клятвою, но да будет у вас: "да, да" и "нет, нет", дабы вам не подпасть осуждению» (Иак.5:12).
P.S.
Если вы другого мнения, можете к моим размышлениям серьёзно не относиться. Это не богословский трактат. Это всего лишь дневник, мысли вслух.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 2