Сообщается, что Му‘авийа, да будет доволен им Аллах, сказал:
– Я слышал, как посланник Аллаха (салла Ллаху `алейхи уа салам) сказал: «Аллах наставляет в религии того, кому Он желает блага». Аль-Бухари и Муслим.
Этот хадис указывает на величайшее достоинство знания, а смысл его заключается в том, что обладание полезным знанием является признаком счастья раба и свидетельствует о том, что Аллах желает ему блага.
Понимание религии подразумевает знание основ веры и установлений ислама, а также осведомлённость об истиной сути чистосердечия, поскольку религия включает в себя всё вышеупомянутое. Об этом говорится в хадисе о Джибриле, в котором сообщается о том, что он задал пророку (салла Ллаху `алейхи уа салам) вопросы о вере, исламе и чистосердечии и получил от него ответы, которые служат определениями всех этих понятий. Так, пророк (салла Ллаху `алейхи уа салам) раскрыл суть веры, указав на шесть её основ, и раскрыл смысл ислама, указав на пять его столпов; если же говорить о чистосердечии, то пророк (салла Ллаху `алейхи уа салам) указал, что суть его «в том, чтобы поклоняться Аллаху так, будто ты видишь Его, а если ты Его не видишь, то (,помня о том, что) Он, поистине, видит тебя».Муслим. Кроме того, это включает в себя стремление к постижению догматов веры, знание о том, чего придерживались в этом отношении наши предшественники, практическое осуществление этого как явно, так и тайно, знание сути вероучений противников этого и способность объяснить, в чём именно они расходятся с Кораном и сунной.
И это включает в себя знание основ и ответвлений фикха, установлений, касающихся религиозных обрядов (‘ибадат), отношений между людьми (му‘амалят), установлений о наказаниях за уголовные преступления и многое другое.
И это включает в себя стремление к постижению истинной сути веры и знание о том, чего следует придерживаться по отношению к Аллаху и что должно соответствовать указаниям Корана и сунны.
И, наконец, это включает в себя стремление к изучению всего того, что может способствовать постижению религии, например наук арабского языка. [Под “науками арабского языка” подразумеваются морфология, синтаксис, стилистика, поэтика, риторика и ораторское искусство].
Того, кому Аллах желает блага, Он наставляет во всех этих вещах и помогает ему в этом.
С другой стороны, смысл этого хадиса указывает на то, что, если человек полностью отстраняется от всех вышеупомянутых наук, это значит, что Аллах не желает ему блага, поскольку Он делает недоступными для человека те средства, с помощью которых можно прийти к благу и обрести счастье.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев