"Все ругаются, а этот вяжет". Добрых слов он ждал от отца всю жизнь, но при жизни не дождался.
Его называли актером-загадкой. Он обладал не только удивительной внешностью, но и абсолютно магическим влиянием на зрителей. Его герои в кинематографе всегда таинственные, непонятные и демонически-притягательные. На экране Владислав Дворжецкий казался сильным и властным.
Окружающие считали его счастливчиком. Еще бы: представитель знаменитой династии, да еще с такой харизматичной внешностью. Но на деле популярный актер безумно нуждался в том, чтобы ему протянули руку помощи. Столь тяжелые испытания выпали на его долю.
В детстве Владиславу приходилось часто голодать. Жили они с мамой бедно. Однажды маленький Владислав даже съел кусок мыла и чуть не заработал язву желудка.
Но не меньше, чем голод, его мучили издевательства детей во дворе.
-Эй, пацан. Знаешь, где твой отец?
-Мой папа на фронте. Бьет врагов, - гордо отвечал Владик.
-Немецкий шпион твой отец. Он не на фронте фашистов бьет, а в тюрьме сидит! - Кричали ему.
Когда в 1946 году Вацлав Дворжецкий, осужденный на 10 лет лагерей как враг народа, вернулся домой, сын смотрел на него озлобленным волчонком. Их отношения так и не сложились. Многие позже будут иронизировать по поводу соперничества двух актеров: отца и сына.
Но это было не так. И никто не подозревал, чем обернулась для Владислава знаменитая фамилия: благом или проклятием.
Популярность пришла к Владиславу после появления в детективе режиссера Бобровского “Возвращение Святого Луки”. Режиссер планировал снимать в роли вора-рецидивиста Георгия Жженова. Однако Худсовет не разрешил портить положительный имидж актера и посоветовал приглядеться к какому-нибудь новичку на экране.
Им оказался Дворжецкий. Его появление на съемочной площадке вызвало у коллег шок. Внешность у Владислава была совершенно демонической. Не пришлось даже накладывать грим. Актеру тут же дали прозвище “Череп”.
Но тут обнаружилось, что в перерывах между дублями он увлеченно… вяжет. Это был его способ снимать напряжение. А стресс Владислав испытывал огромный. Ему, провинциальному актеру, выпало работать со звездами: Всеволодом Санаевым, Екатериной Васильевой, Олегом Басилашвили.
У них носочки и свитера, связанные Дворжецким, вызвали умиление. К тому же мастера понимали, что имеют дело с подлинным талантом. Фильм имел огромный успех у зрителей. Дворжецкого стали узнавать на улицах, появились поклонники.
Картина “Возвращение Святого Луки” вышла на экраны почти одновременно с первой работой Дворжецкого в кино - экранизацией драмы Булгакова “Бег”.
Именно в ней никому не известный провинциальный актер сразу получил главную роль. Да еще какую! Белогвардейского генерала Хлудова! Образ палача Хлудова, который сходит с ума от совершенных им убийств, мог стать вершиной карьеры любого маститого актера.
Поиски актера на эту роль оказались мучительными. Для роли такого масштаба не годился просто популярный актер. Требовалась Личность с большой буквы. Это была первая в стране экранизация произведения Булгакова. И режиссеры стремились как можно точнее передать булгаковский замысел.
Впоследствии и Алов, и Наумов хором говорили, что Дворжецкий их загипнотизировал. Режиссеры и сами не могли понять, как решились взять на одну из главных ролей актера, который даже ни разу не стоял перед камерой. Однако после премьеры стало ясно: это был необыкновенно удачный выбор.
Все последующие годы после оглушительного успеха картины “Бег” Дворжецкий работал как одержимый. Словно пытаясь доказать: судьба не зря дала ему этот шанс. Однако вновь и вновь оставался недоволен результатом.
Актер немало настрадался из-за болезненных насмешек и критики, главным источником которых был его отец. Тот при каждой встрече с сыном любил повторять: "Артист - это тот, кто играет в театре. А кино - это фактура, глаза, поворот. Вот и все умение”.
Впрочем, даже не встречаясь, Дворжецкие словно вели заочный спор. На протяжении 8 лет Владислав снимался в кино без перерыва. Дворжецкий страдал, что в очередной раз эксплуатируют только его внешность, а не актерский дар. Порывался даже уйти из кино. Однако стоило получить новое предложение, летел на студию, даже толком не прочитав сценарий.
Имя Вацлава Дворжецкого в 70-е было хорошо знакомо театральной публике. В Омске, где он жил, актер играл все ведущие роли в драматическом театре, хотя не имел специального образования. Его дебют состоялся в 1931 году в лагерном театре.
Свой первый срок Вацлав получил в 19 лет за участие в кружке "Группы освобождения Личности”. Вся вина членов этой группы состояла лишь в том, что они читали Ницше, Гегеля и вели разговоры о свободе слова и демократии. Однако это стоила Вацлаву семи лет лагерей.
Вскоре Вацлав оказался в Омске, где стал звездой местного Театра юного зрителя. А также встретил будущую жену - балерину Таисию Рэй. В 1941 году Вацлав Дворжецкий снова получил срок, и снова по 58-й статье. Когда его арестовали, Владиславу было 2 года. Они встретились через 5 лет.
За это время у Вацлава случился роман с вольнонаемной служащей и родилась дочь. Так что наладить отношения в прежней семье не удалось. Таисия не простила мужу измены. Несколько лет прошли в непрерывных ссорах, затем супруги расстались.
В начале 50-х Вацлав снова женился. Его избранницей стала режиссер Омского театра драмы Рива Левите. У них родился сын Евгений. С мачехой и младшим братом у Владислава сложились прекрасные отношения. А вот с отцом любое общение кончалось ссорой. Вацлав считал: у сына недостаточно сильный характер.
Владислав был не таким, как отец: мягкий, покладистый, он привык беречь чувства близких. В последний момент не пошел сдавать экзамены в медицинский институт. Испугался подвести любимую девушку. Потому что выяснилось, что ее отец - профессор, будет в приемной комиссии. Для выжившего в лагерной мясорубке Вацлава такое поведение казалось унизительным.
Владик не смог ему ничего объяснить. Вместо института отправился в медицинское училище, которое закончил в 1959 году. Затем в армию. Служил на Сахалине и был рад оказаться как можно дальше от отцовских упреков и опеки матери. После развода Таисия обрушила на сына всю свою любовь.
После окончания службы Владислав женился на местной красавице Альбине и остался жить на Сахалине. Вскоре родился сын Александр. Владислав работал фельдшером. Жили скромно, но вполне счастливо. Только постепенно Владислав стал все больше замыкаться в себе. Без всякой причины мог не разговаривать с женой несколько дней.
В конечном счете, собрав чемодан, Дворжецкий попросту сбежал. На прощание бросил жене путанные обвинения в ее измене. Владислав вернулся в Омск, но что делать дальше, совершенно не знал.
Мама предложила ему поступить в только что открывшуюся студию при Театре юного зрителя. После окончания студии амплуа Дворжецкого определили как острохарактерный комедийный актер. Еще во время учебы в медицинском Владислав выступал с комедийными сценками. И все же в труппу Театра юного зрителя Владислава не приняли.
Двери начинающему актеру открыл Театр драмы, где служил отец. Карьера отца к концу 60-х набрала обороты. Он сыграл впечатляющую роль генерала Ламсдорфа в картине “Щит и меч”, которая стала лидером проката. С этого момента Вацлава наперебой стали приглашать сниматься. Тем временем его сын Владислав выходил лишь в массовке и детских утренниках.
Денег на жизнь не хватало. Нужно было платить алименты. А в 1968 году у Дворжецкого родился второй ребенок: дочь Лидия от брака с актрисой Светланой Пиляевой. Когда в поисках новых лиц в Омск приехала ассистентка студии “Мосфильм”, Дворжецкий без всякой надежды отдал ей свою фотографию.
Он и подумать не мог, что этот снимок сделает его звездой экрана. Когда в печати стали выходить первые рецензии на его работы, Дворжецкий каждую перечитывал несколько раз. Просто не мог поверить, что его хвалят.
Между тем оказалось, что он просто создан для кино. Вся зажатость, которая мешала ему на сцене, на съемочной площадке мгновенно исчезала. Он расправил крылья, и остановить его полет уже было невозможно.
-Мужчина! Пожалуйста, остановитесь! - Дворжецкий быстро шел по улице, когда услышал требовательный женский голос.
Актер обернулся. К нему бежала дама. Он приготовился дать автограф, но женщина запричитала: -Зачем? Ну зачем Вы бросили Мордюкову?
Тогда на экранах только что прошла мелодрама “Возврата нет”, где Владислав и Нонна сыграли мужа и жену. По сюжету Дворжецкий бросил жену ради другой. Зал рыдал вместе с Мордюковой. Возможно, необыкновенной достоверности им удалось добиться потому, что между ними во время съемок действительно вспыхнул роман.
На съемочной площадке Мордюкова сразу взяла своеобразное шефство над Дворжецким. Но ее напористая манера давать советы не раздражала актера. Он лишь улыбался. А Владислав относился к Нонне так трогательно, словно она была беззащитной маленькой девочкой. Их роман закончился, как только прозвучала последняя команда: “Стоп. Снято”.
В 1973 году на экраны вышла приключенческая картина “Земля Санникова”, где Владислав сыграл главную роль. Фильму суждено было стать киноклассикой. Но вряд ли кто мог предположить, что режиссеры-дебютанты Леонид Попов и Альберт Мкртчян не сумели найти общий язык со звездной командой актеров. На площадке царила атмосфера настоящей войны.
-Слава тебе Господи, мы вырулили. Там жути было много. У каждого было свое представление. Но Альберт Саркисович все это дело вел. Олег Даль называл его АльБРЕД Саркисович.
Все были недовольные, ругались. Очень сильно обидели режиссера, который все это придумал. Там была масса неприличных сцен.
А этот сидит и вяжет. Вяжет и вяжет. Пущай вяжет. И в этом отношении Дворжецкий был мужик. Ни от кого не зависел, ни перед кем себя не показывал. У него был интерес вязать. Вот этим он и занимался. Ну вяжет, ну и что. А скажите что-нибудь против, он вам ответит.
Юрий Назаров. Народный артист РФ. Сыграл в картине роль Губина.
Его коллеги не стеснялись в выражениях и вскоре подняли настоящий бунт против режиссеров, которых считали дилетантами. “Сидим в г…не на волчьих шкурах: Дворжецкий, Вицин, Даль, Шакуров”. Вот такими словами заканчивалась телеграмма, которую актеры послали на “Мосфильм”.
Они требовали снять режиссеров с картины. Но чиновники решили иначе. Они заменили зачинщика Шакурова и отдали его роль Юрию Назарову. Художественный совет Госкино присудил фильму низшую, третью категорию. Актеры получили мизерные гонорары.
Шакуров смертельно обиделся на Дворжецкого, Даля и Вицина за то, что они не поддержали его и остались на съемках. Владислав мечтал забыть этот фильм как страшный сон. Но зрители приняли картину с восторгом. А Дворжецкий стал еще популярнее.
В 1976 году у общих знакомых Владислав познакомился с Натальей. Когда они начали встречаться, то долго обращались друг к другу на вы. В момент знакомства и Наташа, и Владислав переживали личную драму: разрыв с прежними партнерами.
В 1974 году Владислав женился в третий раз. Его избранница Ирина работала в редакции одной из московских газет, в отделе писем. Эффектная молодая женщина какое-то время была манекенщицей. У них родился сын Дмитрий.
Но брак не продержался и двух лет. Актер мечтал встретить родственную душу. Но женщины видели в нем лишь экранный образ: сильного, уверенного в себе героя. А он был обыкновенным человеком со своими слабостями и страхами.
Владислав жил с ощущением, что все вокруг принимают его за другого. За ним прочно закрепилось амплуа антигероя: умного, хитрого и опасного. Он словно попал в капкан. Дворжецкий мечтал о новой масштабной роли, но положительной. Поэтому, когда в 1976 году ему предложили сыграть Капитана Немо в экранизации Жюля Верна, он обрадовался.
Но неожиданно для себя самого Дворжецкий превратился в секс-символа советского кино. Женщины буквально преследовали актера. Спастись от назойливого внимания не было никаких шансов. Владислав передвигался на общественном транспорте. Свою машину он продал, чтобы купить, наконец, собственное жилье: кооперативную квартиру.
Найти женщину с квартирой ему ничего не стоило. Но Владислав даже представить не мог себя в роли альфонса. Чтобы купить квартиру, Владислав одолжил крупную сумму денег. В том числе у отца. И ему первому вернул долг. Квартира была давней мечтой Владислава. В течении 10 лет он скитался по друзьям и дешевым съемным комнатам.
Между тем алименты на троих детей съедали большую часть гонораров. Он испытывал постоянное чувство вины перед детьми за то, что не смог подарить им счастливую семью. Он понимал, что повторял ошибки собственного отца.
Старший сын Александр с восьми лет жил в Москве в интернате. Владислав забирал его к себе на все школьные каникулы. К дочке Лидии в Омск он приезжал при первой возможности. Но больше всего Владислав мечтал забрать к себе младшего сына Дмитрия. У ребенка были проблемы со зрением. Требовалась операция.
На перемены в жизни актер решился после инфаркта. В декабре 1976 года он снимался в Крыму в картине “Встреча на далёком меридиане”. И неожиданно почувствовал себя плохо, когда в одном эпизоде необходимо было пробежать всего несколько метров.
Режиссер распорядился немедленно отвезти Дворжецкого в больницу. Там сделали кардиограмму, но патологию не нашли. Съемки продолжились. И вновь он жаловался на боли в груди. Лишь спустя неделю, когда пришел к пульмонологу, выяснилось, что за последний месяц он перенес на ногах два инфаркта.
Новый 1977 год Владислав встретил в больничной палате. Именно тогда он решил: хватит. Приехав в Омск, в их бревенчатый дом к матери, он сказал: -Собирайся.
Несмотря на долги, Владислав чувствовал себя невероятно счастливым. Словно удалось исправить какую-то грандиозную ошибку. Дорогая ему женщина, которая столько лет была одинока после расставания с любимым, теперь обрела устроенный дом и семью.
Но больше всего Владислава радовало, что мама подружилась с его женой. Казалось, он, наконец, обрел то, ради чего стоит жить. Но только теперь все чаще стала преследовать мысль, что в груди вместо сердца - часовой механизм. Порой он слушал тихое тиканье своего сердца и гадал, когда же бомба взорвется.
В мае 1978 года Владислав был на гастролях в Гомеле. Утром 28 мая 1978 года горничная нашла актера в номере гостиницы без признаков жизни. Причиной смерти стал третий инфаркт. Владиславу Дворжецкому было всего 39.
Постскриптум
В 1972 году Владислава пригласили на пробы в экранизацию повести Антона Чехова “Моя жизнь”. На съемочной площадке он встретил своего отца. Режиссер объявил, что у них будет совместная сцена. У Владислава земля ушла из-под ног. Он играл как в тумане.
В итоге отец свою роль получил. А Владислава в фильм не пригласили. Казалось, это новый повод для едкой критики со стороны отца. Но отец воздержался от замечаний.
Спустя несколько лет Вацлав Дворжецкий вспомнил об этом случае и произнес: -Я горжусь своим сыном. Он очень много сделал для кино. Он был хорошим актером. Он был хорошим человеком.
Эти слова Владислав мечтал услышать всю жизнь. Но они слишком запоздали. Продолжателя знаменитой династии к тому времени уже не было в живых. Отец пережил своего сына на 15 лет.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1