Друзья и враги, любовь и искушение, гнев, обиды, депрессии, пристрастия. Испытания для всей семьи! Управлять своим ребенком вы уже не можете, и с эти стоит смириться. Но вы сможете, если научите своего ребенка управлять своими эмоциями. Этот навык нужен всем – от уборщиков до президентов, потому что дает возможность действовать «на холодную голову» и налаживать хорошие взаимоотношения.
ШАГ 1. Обозначить ответственность.
Объясните ребенку, что во взрослом возрасте он должен отвечать за собственное эмоциональное самочувствие. А вы, конечно же, поддержите его своей любовью.
ШАГ 2. Не запрещать выражение эмоций.
За такими эмоциями, как грусть, гнев, обида, отчаяние закрепилось выражение «негативных». Их часто советуют избегать, маскировать. Но это неправильно! Эмоции сами по себе не являются «хорошими» или «плохими», они, скорее сигналы, сообщающие о приемлемости или неприемлемости событий для человека. Поэтому пытаться скрыть внутреннюю бурю нет смысла, потому что проблему вызвали чувства. Эмоции необходимо проживать и выражать, но разумно.
ШАГ 3. Научить выражать чувства экологически.
Ребенок играет в компьютерную игру, но уже время укладываться спать. И именно тогда, когда вы напоминаете ребенку про сон, и он отвлекается, в игре выскакивает монстр и все портится. Естественно ребенок чувствует злость. Эмоцию невозможно не почувствовать и вредно притворяться что ее нет. Но выразить можно по разному, от неприемлемого крика, до сожаления.
Если ребенок в гневе отзывается неприемлемо, самое время научить его своим примером. Строго, но сдержанно скажите: «Сочувствую. Но я не хотела тебе навредить. Высказывайся вежливо, мне неприятно слышать грубые слова».
ШАГ 4. Держать дистанцию.
Если чувства кипят, и вы готовы сорваться – выйдите в другую комнату, на кухню, на улицу. Главное - создать дистанцию и держать ее пока не успокоитесь. И обязательно научите этому действенному приему ребенка.
ШАГ 5. Установить границы.
Психологические границы – это собственные мысли, время, чувства, мечты. Немало эмоций возникает в случае нарушения этих личностных границ. И если со взрослыми людьми проще – каждый отвечает за себя, то за подростка отвечают родители, поэтому его собственная территория меньше и зависима. Чтобы уменьшить столкновения на границах договоритесь с ребенком, что он должен беспрекословно общаться вежливо, помогать в домашних делах, предупреждать об опоздании и т. д.
ШАГ 6. Контролировать удовольствие.
«Положительные» эмоции необходимо контролировать, потому что удовольствие от чего-то (соцсети, игры, еда) при отсутствии ограничений перерастают в зависимость. К сожалению, многие взрослые не усвоили эту науку, поэтому требовать от подростка такого уровня самоконтроля рановато.
Помогите подростку заполнить время достойными делами. Объясняйте, что удовольствие от полезного труда, реальных достижений значительно интереснее чем от интернета и виртуальной реальности
Настоящее спасение в этом деле - кружки. Это и достижения и удовольствие (если кружок подросток выбрал сам) и общение в безопасном окружении.
ШАГ 7. Обсуждать фильмы.
Абсолютное большинство подростков любит просматривать кино. Поэтому занимайтесь этим вместе. Не избегайте сложных, взрослых лент с острыми проблемами. А после просмотра обсудите, какие именно эмоции влияли на поведение героев фильма. Обратите внимание ребенка на то, что герои, которые умеют владеть своим эмоциями, находят в них вдохновение совершать добрые поступки, а персонажи, которые не сдержанны – только портят всем жизнь.
Наука владения эмоциями сложна, ее освоение может длиться годами. Главное - не впадать в отчаяние и помнить об истинных ценностях.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев