ГАЗ- 53 в понимании многих их нас, увлекающихся или просто интересующихся тематикой олдтаймеров людей – один из самых массовых советских грузовиков, как же он может быть редчайшим, наверное автор захандрил из-за длительного отсутствия солнца и весны, подумает читатель, и будет … неправ. Да, действительно, Газон пятьдесят третий – одна из самых массовых машин в СССР, но с индексом «Ф» — редчайший. Я лично ни разу «вживую» эту машину не видел, даже в виде разложившегося металлолома.
От обычного пятьдесят третьего машина отличалась как технически, так и внешне. Согласно «легенде», Горьковский автозавод очень хотел перейти к выпуску новой модели грузовика, приурочив её к очень значимому в СССР событию – 22 съезду Коммунистической партии, проходившему в октябре 1961 года, но традиционно, для советского, да и не только, автопрома, на новую машину не был готов новый двигатель. Изначально на ГАЗ-53 должен был устанавливаться мотор «ЗМЗ-53», V-образная карбюраторная 115-сильная восьмерка. Поскольку двигатель готов не был, на ГАЗ-53 Ф устанавливали старую рядную шестерку от ГАЗ-51, форсированную до 82 л.с., вероятно поэтому в названии и появился индекс «Ф».
Помимо двигателя, на новый грузовик не был готов и гипоидный редуктор заднего моста, поэтому задний мост перекочевал всё от того же ГАЗ-51, с коническим редуктором, только с главной парой от полноприводного ГАЗ-63 (i=7,6), что позволило сохранить приемлемую динамику машине с увеличившейся до 3.5 тонн грузоподъемностью и с откровенно слабым двигателем. Впоследствии паспортная грузоподъемность была снижена до 3 тонн.
Первый промышленный экземпляр ГАЗ-53Ф был построен 23 сентября 1961 года, а в октябре с конвейера сошла опытно-промышленная партия из нескольких десятков машин. Таким образом планы руководства «подарить» к съезду партии новый грузовик формально были выполнены, но до марта 1962 года грузовик выпускался небольшими партиями.
По большому счёту эта машина была неким гибридом старого ГАЗ-51 и новой кабины ГАЗ-53 на раме с удлиненной колёсной базой. Дизайн облицовки радиатора явно был позаимствован у американской школы автомобилестроения, с фарами в верхней части, как у ранних ЗИЛ-130. Такая же внешность была и у ГАЗ-52-01(02,03), у машин до 1964 года выпуска.
До недавнего времени считалось что ни одного экземпляра ГАЗ-53Ф, и ГАЗ-52-01 не сохранилось, однако в августе 2017 года появилось вот это фото. Где-то в российской глубинке сохранился один такой уникальный грузовик, в очень «уставшем» состоянии, но восстановлению подлежит. Судя по колёсным дискам с шестью отверстиями это ранний ГАЗ-52, хотя по прошествии стольких лет сложно теперь сказать, какой модификации машина была изначально.
Надеюсь, этот грузовик уже попал в заботливые руки реставраторов и рано или поздно мы увидим эту машину в идеальном состоянии, в таком виде, как она покинула ворота Горьковского автозавода в далёких 60-х.
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
Комментарии 5