Ульяновский автокросс – это праздник скорости, силы и мужества. Это событие, которое объединяет людей, влюбленных в технику, жаждущих покорять преграды бездорожья.
Почти сорок лет назад в начале 70-х годов интерес к автомобильному кроссу достиг наивысшего пика, именно тогда-то Ульяновский автомобильный завод при поддержке Федерации автомобильного спорта России и устроил первые соревнования по автокроссу. Гонки состоялись в тот момент, когда на смену устаревшей модели ГАЗ-69 пришел новый перспективный УАЗ-469. Одну из главных ролей в организации соревнований сыграл инженер – испытатель автозавода Гариф Абдулович Халитов - легендарная личность в истории ульяновского автокросса.
Методическую помощь в подготовке соревнований оказал Аркадий Николаевич Дадаев – известный организатор автогонок из Рязани, он же стал первым главным судьёй соревнований.
Благодаря инициативе и организаторской жилке Г.А. Халитова, а также активной поддержке генерального директора автозавода Ивана Дмитриевича Маслова, в ноябре 1972 года на подготовленной трассе у села Арское собрались спортсмены из Москвы, Ленинграда, Горького, Рязани, Эстонии, Латвии, Литвы и многих других городов и регионов бывшего СССР. Первые гонки прошли с большим успехом. Их победителем стал инженер-испытатель УАЗа Анатолий Курочкин.
Дистанция была проложена по сильно пересеченной местности: бесконечные спуски и подъемы, повороты, выбоины и колдобины и так вся трасса. Кроме мастерства, на такой трассе необходима и тщательнейшая подготовка машин. И сейчас спортсмены, выступающие в крупнейших гонках, отмечают, что по сложности Арская трасса превосходит многие, и что наши этапы - отличная школа для выступлений.
К тому времени ульяновские гонщики не были новичками в автомобильном кроссе, их имена часто мелькали в стартовых протоколах чемпионатов страны и многих других крупных соревнований. Более того, к тому времени Владимир Дунаев и Юрий Рукин были призерами Чемпионата страны, а Анатолий Курочкин уже двукратным чемпионом СССР!
Многие годы бессменным комментатором соревнований в Арском был Эдуард Евгеньевич Кривин. Он же принял эстафету по организации Автокросса на Арских холмах после ухода Г.А. Халитова из жизни. Эдуард Евгеньевич был не просто выдающимся организатором гонок, но и много лет являлся наставником заводских спортсменов. И сейчас, несмотря на возраст – ему в 2011 году исполнилось 70 лет - Э.Е. Кривин является одним из самых активных болельщиков соревнований.
Из заводской команды вышли такие знаменитые гонщики мастера спорта, Владимир Худяков, Евгений Ужегов, Александр Мальков, Владимир Хоружа, Александр и Геннадий Ершовы, Биньямин Джепаев.
Владимир Дунаев, мастер спорта, 4-х кратный чемпион СССР,3-кратный серебряный и 2-кратный бронзовый призер по автокроссу, 2-кратный чемпион России по трековым гонкам.
Владимир Харужа - человек-легенда. Именно он в 1974 году, преодолевая каменистые склоны, крутые неровные подъемы, поднялся на вершину Эльбруса (4000 м) на автомобиле «УАЗ-469». Победитель и призер многих гонок Владимир Харужа вписал не одну яркую страницу в историю Ульяновского автоспорта.
Сейчас настоящим учителем и наставником для спортсменов является Александр Ершов. Многие нынешние гонщики с детских лет знают его, наблюдая за соревнованиями в Арском еще со своими родителями. Его отцовские советы помогли многим стать настоящими спортсменами – автогонщиками.
Александр Мальков – мастер спорта, 2-кратный чемпион и 2-кратный серебряный призер Чемпионатов СССР, чемпион России по трековым гонкам 1996 г. С 2008 года тренирует команду заводских спортсменов. Гоночный огонь в его душе не погас и теперь, когда он, будучи тренером команды, с юношеской готовностью готов выйти на старт в любой момент.
Излишне объяснять, что для предприятия, выпускающего автомобили для массового потребителя автокросс – это дело престижа. Именно в этом виде спорта закаливается и проявляется настоящий мужской характер, соответствующий настоящему российскому джипу. Не случайно команда ОАО «УАЗ» занимает лидирующую позицию в соревнованиях по автокроссу.
В разные годы призерами чемпионатов СССР и мастерами спорта становились братья Ершовы, Владимир Харужа, Александр Трошин и Виктор Савельев, Владимир Федоров, Юрий Булагин, Евгений Ужегов, Андрей Ганин.
Но и сегодня команда ОАО «УАЗ» - это не одно звонкое имя, а профессиональный коллектив титулованных спортсменов.
Биньямин Джепаев - заслуженный мастер спорта РФ, мастер спорта СССР чемпион СССР и СНГ, многократный чемпион РФ по автокроссу на автомобилях УАЗ.
Олег Коротков - мастер спорта, обладатель Кубка России по автокроссу 1999 года, Чемпион России 2006 года, неоднократный призер различных соревнований по автокроссу.
Вадим Новиков – мастер спорта РФ по автокроссу, победитель Кубка России по автокроссу 2010 года. Обладатель «Большого приза УАЗ-2010».
Со дня проведения первого Ульяновского автокросса прошло почти 40 лет. Пройден славный путь. Сделано многое, многое изменилось. Кануло в лету первоначальное название кросса «Дружба народов СССР». Теперь соревнования в Арском представляют собой заключительный этап Кубка России по автокроссу. Одновременно с ним проходит гонка на «Большой приз ОАО «УАЗ» - новенький ульяновский внедорожник. Но и сегодня соревнования на Арских холмах живы и популярны благодаря усилиям всего коллектива завода и многолетней преданности зрителей – жителей города и области. Автокросс на автомобилях УАЗ это любимые соревнования жителей Ульяновской области.
Раллийное направление
На смену утилитарному УАЗ-469 пришел новый более мощный автомобиль UAZ Hunter, который по своим внедорожным качествам не уступает многим зарубежным аналогам, участвующим в менее скоростных, но более сложных по дорожным условиям соревнованиях – ралли и трофи-рейдам. Поэтому команда заводских гонщиков впервые освоила новый вид соревнований и в 1998 году впервые приняла участие в соревнованиях по ралли-рейду. Учитывая первоклассную кроссовую школу, дебютантам сразу же удалось войти в число призёров соревнований.
С 2004 года команда ОАО «УАЗ» регулярно принимает участие в ралли-рейдах на автомобилях классического модельного ряда UAZ Hunter. Основным пилотом в ралли стал Биньямин Джепаев. Известному кроссовому гонщику за короткий промежуток времени удалось заявить о себе среди опытнейших спортсменов и стать двукратным победителем Кубка России по ралли-рейдам.
В 2008 году он впервые выступил соревнованиях по ралли на серийном автомобиле перспективного модельного ряда ОАО «УАЗ» UAZ Patriot.
А в 2009 году команда приняла участие в международном ралли-марафоне серии Дакар «Шелковый путь», который проходил по инициативе правительства Туркменистана при активной поддержке президентов России и Казахстана по территории трех стран. Сложнейший маршрут гонки длиной более 3 тыс. км. состоял из дюн и тяжелых песков, а финальная часть по пустыне Кара-кум. Экипаж ОАО «УАЗ», выступавший на UAZ Patriot в классе Т1.1., занял 21 место в зачете «Автомобили», оставив позади 13 достойных соперников. В общем зачете ульяновский внедорожник пришел 34, обойдя 36 других внедорожников и грузовиков.
В 2010 году Биньямин Джепаев на автомобиле UAZ Pickup UAZ Pickup улучшил свой результат в ралли «Шелковый путь -2010», который впервые в истории российского автоспорта проходил исключительно по территории России. Участниками гонки стали представители 25 стран мира среди которых, помимо России и государств ближнего зарубежья спортсмены из Нидерландов, Франции, Чехии, Польши и Израиль. Всего на старт вышли 43 легковых автомобиля и 16 грузовиков.
Автомобиль UAZ Pickup достойно выдержал испытания в экстремальных условиях гонки, в очередной раз, подтвердив знаменитые качества проходимости и выносливости ульяновских внедорожников. В результате, команда ОАО «УАЗ» заняла пятое место в зачете внедорожников. Кроме того, по решению российских и французских специалистов оргкомитета международного автомарафона «Шелковый путь-2010», официальная команда УАЗ признана победителем в номинациях «Лучшая российская команда» и «Лучший экипаж на УАЗе».
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 5