Организация кабинета должна соответствовать следующим критериям:Научность – соответствие методической базы и квалификации специалиста последним достижениям науки;
Здоровьесбережение – соответствие требованиям СанПиН;
Адаптированность – соответствие возрастным особенностям детей;
Реабилитация – создание условий, обеспечивающих эффективную коррекционную работу.
Для успешной деятельности необходимы методические пособия и дидактические материалы, которые помогают развивать у детей различные навыки. Это могут быть карточки с изображениями для развития речи, специальные альбомы для развития мелкой моторики, игрушки для развития сенсорных навыков, дидактические игры, специализированное программное обеспечение.
Для работы с детьми, имеющими нарушения зрения, дефектолог может использовать тактильные книги, которые позволяют им ощупывать изображения, таким образом формируя представления о предметах. Для детей с нарушениями слуха используются визуальные карточки и жесты для обучения новым словам и понятиям, системы усиления звука. Компанией «АВ Комплекс» разработаны инклюзивные обучающие и логопедические программы, в которых предусмотрены режимы работы для слабовидящих и слабослышащих детей.
Компания АВ Комплекс предлагает готовые кабинеты для педагогов.
Методы и формы работы детского дефектологаВ детском саду и школе дефектолог занимается адаптацией детей к реальной жизни с учетом выявленных нарушений. Например, при проблемах со слухом, малыш начинает молчать, при отсутствии коррекции он может навсегда потерять этот навык, перейти на язык жестов.
Сурдопедагог стремится развить устную речь, тифлопедагог – учит воспринимать мир наощупь, формирует представления об окружающем мире. Ближе к школе готовят к овладению шрифтом Брайля. Олигофренопедагог прививает навыки коммуникации, самообслуживания.
Занятия логопеда направлены на коррекцию речевых нарушений. Он проводит артикуляционную гимнастику, тренирует произношение звуков, а также использует методики сказкотерапии для развития речи и воображения.
Ортопедагог занимается укреплением мускулатуры, развитием координации движений, применяя специальные тренажеры и упражнения.
Игры для дефектолога в детском саду
Игровые формы работы – неотъемлемая часть коррекционно-развивающей работы дефектолога. Игры делают процесс обучения более интересным и увлекательным. Важно, чтобы они были адаптированы под возраст и особенности детей.
Игры для слабослышащих детей направлены на изучение звуков, например, животных, музыкальных инструментов, городской среды. Им включают различные звуки и просят сказать, что это за звук или показать соответствующие картинки.
Игры для слабовидящих детей направлены на развитие зрительного восприятия, умения ориентироваться в пространстве и запоминать предметы. Это могут быть «Волшебные мешочки» с различными предметами, которые дети достают из них и пытаются описать, карточки с изображениями, упражнения на тактильное перемещение по заданной траектории.
Для детей с нарушением речи игры будут направлены на постановку труднопроизносимых звуков. Если выявлена дисграфия (нарушение письма), предлагаются игры на улучшение мелкой моторики, зрительно-моторной координации, что помогает освоить правильное написание букв и слов.
Для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата используют игры, которые стимулируют двигательную активность, например, педагог показывает определенные движения, а дети повторяют.
Для развития социальной активности и коммуникационных навыков организуют ролевые игры, где дети учатся взаимодействовать друг с другом. Например, игра «Магазин», где один ребенок играет роль продавца, а другой покупателя, помогает развивать речевые навыки и социальное взаимодействие.
Нет комментариев