21 марта 1973 года экипаж вертолета Ми-8Т из 331 летного отряда осуществлял грузоперевозки для мехколонны №14. В состав экипажа входил проверяющий заместитель командира отряда.
В 15:15 местного времени вертолет взлетел с площадки мехколонны с грузом на внешней подвеске — фермой опоры ЛЭП длиной 18 метров и весом 1200 кг. На высоте 200 метров экипаж направился к месту назначения, которое находилось в 27 километрах от Нижневартовска. По данным метеорологических наблюдений, погода была приемлемой: облачность 4/0, видимость более 10 километров, ветер дул с юго-востока со скоростью 8-10 м/с.
В 15:30, когда вертолет пролетал над точкой сброса, экипаж услышал металлический звук высокого тона. Проверяющий и командир воздушного судна обратили внимание на показания приборов контроля работы двигателя и трансмиссии, которые были в норме. Несмотря на возникающий шум, было принято решение продолжить заход на посадку. Тем не менее, звук постепенно усиливался.
После выполнения четвертого разворота, на высоте 50-60 метров, в районе главного редуктора раздался резкий металлический скрежет. Вертолет начал колебаться из стороны в сторону. Экипаж немедленно сбросил груз, но это не помогло — вертолет с правым креном и пикированием начал разворачиваться вправо. По свидетельствам очевидцев, из под несущего винта с левой стороны вертолета вспыхнуло пламя длиной около 1,5 метра. Экипаж попытался стабилизировать вертолет, однако он резко наклонился влево и ударился о землю своим левым бортом, разрушившись и загоревшись. В результате катастрофы погибли бортмеханик и стропальщик, а остальные члены экипажа получили легкие травмы. Катастрофа произошла в 15:35 местного времени, в 25 километрах северо-восточнее Нижневартовска, в местности с редким лесом и снегом глубиной около 0,7 метра.
В ходе расследования было установлено, что основной причиной катастрофы стал отказ редуктора ВР-8А в полете, вызванный разрушением ведомого косозубого колеса. Данный дефект возник из-за производственного брака, который было невозможно определить в ходе эксплуатации вертолета. Ответственность за инцидент легла на завод-изготовитель, Пермский завод имени Свердлова.
По заключению ГосНИИ ГА, разрушение ведомого колеса имело усталостный характер. Очаг разрушения находился на задней стороне диафрагмы. Однако точную причину усталостного разрушения установить не удалось из-за значительных повреждений. Наиболее вероятными причинами этого были обозначены отклонения в технологии производства, которые снизили усталостную прочность детали и привели к повышенным вибрациям.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев