На весь мир известна чудесная мифическая Атлантида…Но сколько таких вполне реальных мест – городов, сел, аулов, которые теперь доступны только рыбам да другим подводным обитателям.
Одним из таких является, старый Чиркей…
Еще в начале 20 века ученые обратили внимание на возможности и перспективы бурных горных рек Дагестана. Особый интерес в качестве энергоресурса представляла собой река Сулак, и ее притоки. Долгое время проводились исследования и изыскания, изучалось русло реки Сулак и прилегающие ущелья. И вот в 1963 году было начато строительство Чиркейской ГЭС. Больше 10-ти лет длилось строительство, и только в 1974 году был запущен первый гидроагрегат ГЭС.
Постепенно наполнялось водохранилище, начиналась выработка электроэнергии, а древнее село медленно уходило под воду…Дома еще хранили тепло многих поколений жителей. На некоторых кухнях оставался весь скарб. Старинные кувшины, тазики, блюда – все осталось брошено. Вода неумолимо заполняла улицы, сакли, дворики. Постепенно скрылся под водой и минарет древней мечети.
Всех жителей переселили на плато в село Новый Чиркей, но сложно представить что творилось в душе у коренных жителей, которым пришлось пожертвовать своими домами ради грандиозной всесоюзной стройки.
Знаменитый аварский поэт Расул Гамзатов написал целое стихотворение посвященное этому событию. Вот несколько строк из него:
«Прощай, погребённый Сулаком,
Черкей мой, чья совесть чиста.
Окрест молодая над мраком
Заря вознеслась неспроста.
Воды одержимо движенье,
Летит, как табун кобылиц.
Скользит над тобой отраженье
Несуетных царственных птиц.»
Чиркейское водохранилище сегодня является одной из красивейших и известнейших достопримечательностей Дагестана. А древнее село Чиркей мы, к сожалению, можем увидеть только на фотографиях и кадрах из советского фильма.
#россия #кавказ #дагестан #буйнакскийрайон #чиркей #авары #аварскийнарод #бицобоцо
#хранительтрадиций
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 8
В 1963 году, узнав о предстоящем затоплении академик архитектуры, автор аварского театра в Махачкале - Мовчан Г.Я. поспешил обследовать аул и сделал записи.
Цитирую:
«На окраине селения мы набрели на остатки боевой башни, построенной Шамилем в войну.., селение делится на 6 кварталов, ведущих своё происхождение от первооснователей, пришедших из разных аварских обществ..,видна крепкая самобытная архитектура, высок общий уровень архитектуры..,плохих бедных домов не было заметно совсем.
Бросаются в глаза черты, характерные именно для Чиркейских домов. Здесь главное помещение-высокий, часто в два света, крытый двор, а главный элемент фасада- широкий арочный портал ворот. Огромные свесы карнизов по полтора и больше метров, мощные брёвна сплавляли с верховий Сулака...
Здесь приятно удивляет опрятность жилища и аульных улиц. Старая архитектура Чиркея преподнесла нам настоящий сюрприз - капитальную общественную уборн...ЕщёНе все знают, что на дне Чиркейского водохранилища покоится аул Старый Чиркей.
В 1963 году, узнав о предстоящем затоплении академик архитектуры, автор аварского театра в Махачкале - Мовчан Г.Я. поспешил обследовать аул и сделал записи.
Цитирую:
«На окраине селения мы набрели на остатки боевой башни, построенной Шамилем в войну.., селение делится на 6 кварталов, ведущих своё происхождение от первооснователей, пришедших из разных аварских обществ..,видна крепкая самобытная архитектура, высок общий уровень архитектуры..,плохих бедных домов не было заметно совсем.
Бросаются в глаза черты, характерные именно для Чиркейских домов. Здесь главное помещение-высокий, часто в два света, крытый двор, а главный элемент фасада- широкий арочный портал ворот. Огромные свесы карнизов по полтора и больше метров, мощные брёвна сплавляли с верховий Сулака...
Здесь приятно удивляет опрятность жилища и аульных улиц. Старая архитектура Чиркея преподнесла нам настоящий сюрприз - капитальную общественную уборную...
Несколько аульных улочек пересекаются в центре Чиркея и образуют неправильной формы площадь, куда смотрит торец аульной мечети. Интерьер аульной мечети - лучший из тех, что мне доводилось видеть во всем Дагестане.
Отлично найденные пропорции колонн дают чувство соразмерности, равновесия...Покрашенный в чёрный цвет потолок кажется богатым и нарядным фоном для белых колонн и перекрещивающихся арок...Каменная кладка стен снаружи и внутри затерта и побелена, швов не видно.
Главная достопримечательность аула- набережная реки Аксу. В пределах аула она падает несколькими водопадами в глубокий узкий каньон. Дома подступают вплотную к обрыву с двух сторон. Два старых арочных моста перекинуты через каньон... Затопленная теперь панорама была поистине прекрасной...»