В возрасте 3 лет дети проходят через кризисный период, становятся нервными, протестными и требовательными. Любой родитель видит, что ребенок уже все понимает, умеет и может сделать то, что его просят. Но ключевое здесь – НЕ СЕЙЧАС. А только когда у него будет настроение на это или свой вторичный интерес.
Родители требуют от детей соблюдения норм, которые соответствуют их возрасту и помогают развитию. Это не завышенные требования и не ненужные просьбы, а правила, о важности которых родители знают и сами их придерживаются. Но для детей это все выглядит, как дополнительные требования и условия. ТАК КАК себя вести в данной ситуации? Дать ребенку волю, перетерпеть, в надежде, что пройдет кризисный возраст, успокоится и станет покорным и смиренным? Или все же задать вектор в развитии и воспитании, с учетом тех правил, задач, которые необходимо решать на данном этапе?
То есть, быть сильнее и не идти на поводу капризов ребенка? И кто может в этом помочь? Давайте разбираться.
В европейской традиции принято давать ребёнку свободу выбора. Отечественная нейропсихология, основанная на работах А. Р. Лурии, изучает развитие психических процессов у детей с точки зрения онтогенеза мозговой организации. На каждом этапе развития Поведения в работе участвуют все три блока мозга, но их созревание происходит неравномерно.
Первый блок — энергетический (подкорковые и стволовые структуры) — начинает формироваться ещё до рождения и завершает своё развитие в течение первого года жизни ребёнка. Однако не всегда его состояние можно назвать здоровым.
Лобные доли коры головного мозга, которые отвечают за саморегуляцию (префронтальные, или третий блок мозга), созревают только к 12 годам. Поэтому родители как бы выполняют функцию этих долей, направляя ребёнка туда, куда нужно, а не туда, куда ему хочется. Если у ребёнка есть нарушения в работе первого блока мозга (энергетического, включающего подкорковые и стволовые структуры), то ему сложно выполнять произвольные задачи сенсомоторного уровня. У него может быть слабый тонус, он может игнорировать просьбы и требования родителей.
Любая сознательная деятельность — это сложная функциональная система, которая осуществляется при совместной работе всех трёх блоков мозга. Каждый из них вносит свой вклад в осуществление психического процесса в целом.
Таким образом, произвольное действие, особенно предметное, требует согласованной работы различных отделов мозга. Первый блок отвечает за активацию мышц, необходимую для любого координированного движения. Второй блок позволяет провести синтез информации, необходимой для выполнения движения. Третий блок создаёт программу действия и контролирует его выполнение, обеспечивая осмысленный характер движения.
Аппараты первого блока обеспечивают нужный тонус мышц (активацию), без которого никакое координированное движение не было бы возможным. Аппараты второго блока дают возможность осуществить те афферентные синтезы, в системе которых протекает движение. Аппараты третьего блока мозга обеспечивают подчинение движения и действия соответствующим намерениям, создают программы выполнения двигательных актов и обеспечивают ту регуляцию и контроль протекания движения, благодаря которым сохраняется его организованный, осмысленный характер.
Л. С. Выготский считал, что развитие произвольного поведения у детей происходит в процессе общения со взрослыми. Сначала взрослый даёт ребёнку простые речевые команды: «возьми чашку», «пойдём умываться», «садись за стол» и так далее. При этом речь у родителя должна быть твердая, сильная, уверенная и организующая. Ребёнок слушается этих указаний. В этот период взрослый как бы направляет ребёнка к действию. Например, родитель говорит: «Иди умываться». И ребёнок идёт в ванную комнату. Этот процесс можно назвать «вместе»: взрослый отдаёт приказ, а ребёнок его выполняет. Так проходит обучение на фундаменте развития саморегуляции. Только на следующих этапах развития ребёнок, который раньше слушался взрослых, учится сам управлять своим поведением и мышлением с помощью речи. Он может самостоятельно давать себе речевые приказы. Обратите внимание: именно приказы, а не уговоры ребенка или мотивация. За такие формы общения отвечают другие зоны мозга. Приказ — это подчинение инстинктов первого блока мозга. Если их не преодолеть, ребёнка и его родителей ждут большие проблемы. Каким бы одарённым ни был ребёнок, им будут управлять инстинкты: хочу кушать, хочу играть, буду или не буду что-то делать. В таком случае первый блок мозга преобладает над третьим — сознательным разумом.
Ребёнку, у которого есть проблемы с первым блоком мозга, будет трудно находиться там, где есть правила и другое мнение. Организм реагирует на это психосоматическими процессами: ребёнок часто болеет.
Л. С. Выготский считал, что семья — это важнейшая часть социальной ситуации развития. Смысл этой концепции в том, что родитель не подавляет ребёнка, а помогает ему преодолеть слабые инстинкты первого блока мозга. Так, родитель формирует правильное убеждение: «Надо! Ты сможешь! Давай сделаем это вместе!». И только потом ребёнок учится самостоятельности: «Теперь ты можешь сделать это сам!». Здесь «сам» означает не то, что ребёнок делает что-то по своему желанию, а то, что он может сам выполнить задачу, которую поставил перед ним взрослый. Одни дети и родители легко проходят этот совместный путь, другие испытывают трудности.
У детей сложности могут быть связаны с дисгенетическим синдромом, вызванным дисфункцией подкорковых (особенно стволовых — гипоталамо-диэнцефальной области) структур мозга, составляющих первый энергетический блок головного мозга. Факторами могут быть гипоксия, асфиксия, обвитие пуповиной, кесарево сечение, тревожная мама и другие. В результате происходит гибель нейронов и возникает дефицит первого энергетического блока. Закономерность развития мозга и психических функций заключается в том, что состояние первого блока определяет возможности развития высших психических функций (ВПФ) и общего функционирования организма. Это они передают живые импульсы по всему мозгу, давая возможность ему развиваться, быть здоровым, целостно работающим. Таким образом, дефицит первого энергетического блока может привести к проблемам в развитии ВПФ и общему нарушению функционирования организма.
Этот блок мозга играет ключевую роль в формировании нервной и физической организации человека. Он закладывает фундамент: контролирует, активизирует, подавляет и стимулирует различные процессы, включая физические, умственные, эмоциональные и потребности. На психическом уровне это проявляется в различных формах нарушений речевого развития, синдроме гиперактивности и дефицита внимания, судорожный синдром и проблемах с самоконтролем. В результате возникают трудности в обучении и социализации. Проблема заключается в том, что сами родители не всегда способны справиться с этими трудностями. Здесь родителям надо убрать гордость, и научиться развивать навыки самоконтроля и правильного воспитания, чтобы обеспечить ребёнку необходимую поддержку и помощь. Без этого вы просто не сможете дать своим детям нужное и заложить основы.
А теперь ответим на вопрос, поставленный выше. Главный помощник в воспитании – это, как ни странно, мозг! Но не только ребенка – ваш тоже. И несмотря на то, что это может звучать странно, многие действительно игнорируют тот факт, что мозг может страдать и болеть. Родители переживают за боль в желудке, пугаются сыпи на коже, но мозг… Для них он остается неизведанным и даже… ненужным? Долгое время в психологии считалось, что мозг — это просто орган психики. Более того, господствовало мнение, что повреждённые нервные клетки не восстанавливаются. Однако современная нейропсихология доказала, что наш мозг меняется на протяжении всей жизни. Благодаря специальным методам нейропсихологии мы можем влиять на состояние мозга человека, применяя научный системный подход, а не просто набор когнитивных и двигательных методов. Системный подход к коррекции и реабилитации психического развития ребёнка предполагает, что когнитивные и двигательные методы применяются специалистом в иерархичном комплексе с учётом их взаимодополняющего влияния.
Например, мы знаем, что речь зависит от того, насколько хорошо все области и механизмы мозга работают вместе. Каждый из них важен для любой функции, в том числе речевой. Если в работе мозга есть нарушения, то развивать другие аспекты речи не имеет смысла — они всё равно будут искажены.
Л. С. Выготский сравнивал процесс развития с драмой. Он говорил, что развитие — это не марионетка, которой управляют, дёргая за ниточки. Это непрерывный процесс, который сам себя обуславливает. Все стадии развития связаны друг с другом, как действия в драме. От их взаимодействия в самом начале зависит то, что будет происходить дальше.
Заходите к нам на сайт, записывайтесь на интенсивные практические курсы. В нашем Центре имеются все условия, чтобы помочь вам в решении сложившихся проблем.
Наши главные ценности:
-Компетентность
-Знания
-Забота о благополучии детей и родителей
-Индивидуальный подход
-Исключительно научная методика
Мозг заслуживает только лучших специалистов. Я обладаю богатым опытом в области нейропсихологической реабилитации и успешно работаю с пациентами разных возрастов, имеющими различные патологии головного мозга, даже сложные. Благодаря глубоким знаниям о мозговой организации психических процессов и применению инновационных методов нейропсихологии, я могу определить причину проблемы и разработать индивидуальную стратегию восстановления, помогая пациентам вернуться к полноценной жизни и улучшить её качество.
Наш центр существует уже более 12 лет, а это значит, что у нас огромный практический опыт с детьми и родителями. Более тысячи прекрасных отзывов. Все это – не только наши достижения, но и достижения родителей, которые решили уделить внимание столь важному, если не самому главному, органу.
Ждем вас!
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев