( Елена Лимонова )
О СПОРТСМЕНАХ, СПОРТИВНЫХ ТРЕНЕРАХ И ИНСТРУКТОРАХ ПО ДРЕССИРОВКЕ СОБАК. ПОСОБИЕ ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ ДРЕССИРОВЩИКОВ.
Очень давно хотела написать этот текст, но все никак не складывалось. Слишком неоднозначная тема; слишком много нюансов. Но недавно в очередной раз попался пост спортсменки, в котором она очень категорично советует новичкам: хотите заниматься со своей собакой – ищите в наставники успешного спортсмена или его тренера, и все получится. А в сторону всех остальных, мол, даже и смотреть не надо – чему могут научить эти неудачники?..
И вот это зацепило, и стало более-менее понятно, о чем писать.
Итак, как же найти для себя-новичка и своей собаки грамотного наставника? При любом раскладе – готовьтесь к тому, что придется потрудиться. Но, согласитесь, было бы странно, если бы в наш век тотального непрофессионализма хорошие специалисты в любой области находились бы легко и без усилий. Школу, учителя для ребенка мы же выбираем тщательно, придирчиво, взвешивая все «за» и «против»? Будьте готовы еще раз сделать то же самое. В конце концов, на обучение собаки вы потратите год-два, а жить вам с ней гораздо дольше.
Сразу оговорюсь: я –житель Москвы; в регионах бываю, но в связи с боязнью авиаперелетов – недалеко и нечасто. Ситуация с обучением собак в регионах может очень сильно отличаться от того, о чем я рассказываю (точнее, я знаю, что она отличается – просто в разных регионах по-разному). Поэтому мои советы в основном подойдут тем, кто проживает в Москве или в другом крупном городе с развитой «кинологической структурой». Так что - все советы лучше воспринимать "с поправкой на вашу реальность".
… Итак, для начала надо определиться: а что вы, собственно, хотите получить «на выходе»? Послушную собаку, с которой будет удобно и комфортно жить, путешествовать, ходить в гости и общественные места? Или «спортинвентарь», который поможет вам реализовать свои стремления, амбиции, станет предметом гордости и средством обретения популярности? И то, и другое понятно и имеет право на жизнь. Но вот пути достижения этих целей – совершенно разные.
Теперь давайте разберемся, что входит в понятие «наставник» . Прежде всего – глубокое знание «темы».
Напомню – «комфортный спутник жизни» и «совершенный напарник в спорте» - это разные «темы», а значит, требуют разного подхода к поиску наставника.
Если вы собираетесь приобрести малолитражный автомобиль для поездок в магазин и на дачу – согласитесь, не стоит проситься на уроки по вождению к победителю «Формулы-1», вам будет достаточно регулярных занятий в автошколе с инструктором с хорошими отзывами о его работе. В случае с обучением собак это работает так же.
ЧАСТЬ I. СОБАКА - УДОБНЫЙ КОМПАНЬОН.
Если ваша первоочередная задача – вырастить комфортную, удобную собаку, то я обычно советую людям обратиться на дрессировочную площадку. Не на первую попавшуюся, конечно (хотя вполне может и повезти). Сначала – собрать информацию в Интернете, почитать отзывы. Потом - связаться с контактным лицом, договориться о том, чтобы приехать и посмотреть занятие.
Обычно инструкторы дрессировочных площадок не запрещают смотреть свои групповые занятия. Что вы можете увидеть на таком занятии? Очень многое:
-сколько собак занимается в группе; насколько инструктору хватает внимания на всех учеников (количество собак – важная, но не единственная характеристика: чем опытнее инструктор, тем большее число учеников он может вести одновременно);
-какие породы собак представлены (если площадка явно ориентирована на обучение крупных собак служебных пород – вам с вашим папийоном, возможно, такой формат не подойдет);
- как инструктор общается с владельцами: вы должны оценить, подойдет ли вам его манера подачи информации. Корректность и вежливость, на мой взгляд, обязательны. Но не менее важно умение специалиста держать аудиторию и быть авторитетом для занимающихся;
- какие способы обучения собак использует и рекомендует владельцам инструктор. ВАЖНО: Какие бы способы ни применялись – они не должны идти вразрез с вашими внутренними убеждениями. Если вам некомфортно просто смотреть – заниматься с полной отдачей вы вряд ли сможете;
- присутствует ли индивидуальный подход к ученикам? Этот расхожий термин, кстати, требует уточнения. Если вся группа, например, делает одно и то же упражнение одинаково – это еще не говорит о том, что индивидуального подхода нет. В учебном классе в обычной школе все ученики тоже делают одни и те же упражнения 😉 . Индивидуальный подход – это умение учитывать разную скорость обучения и у собак, и у хозяев. Это умение подобрать мотивацию для каждой собаки. Наконец, это умение объяснить упражнение разным людям – спокойно, терпеливо, без раздражения. Поэтому об этом лучше спросить после окончания занятия у самих учеников: довольны ли они занятиями? Что нравится, что не нравится? И сравнить со своими ощущениями от ранее увиденного.
Иногда встречается совет новичкам «посмотреть на собаку инструктора». Как по мне – даже если эта собака будет присутствовать на занятиях на площадке (что совершенно не обязательно), информация о ней вам мало что даст.
Собака может быть очень молодой или, наоборот, пенсионером по возрасту.
Собака может быть служебной или содержаться под конкретную цель (например, охрана территории). Знакомство с такой собакой не скажет о квалификации инструктора ничего, особенно новичку.
Наконец, у инструктора может просто не быть собственной собаки (да-да, и такое бывает – особенно если инструктор проживает один и имеет проблемы со здоровьем, или часто в разъездах).
Почему я советую обратить внимание именно на дрессировочные площадки, а не на инструкторов, работающих частным образом? Потому что на площадках (с хорошей репутацией) крайне мало случайных людей, а значит, меньше риск нарваться на шарлатана и самозванца. В основном там работают специалисты, имеющие серьезную теоретическую базу и практический опыт работы. Опыт в данном случае – это наблюдение за собакой со щенка и до взрослого животного.
Опытный инструктор хорошо помнит своих учеников в начале пути – и видит, какими они вырастают. То есть - «обратная связь», необходимая для обучения специалиста, на площадках всегда присутствует.
Кроме того, если вы в чем-то будете недовольны работой инструктора – всегда можно подойти к руководителю площадки, высказать свои претензии и урегулировать их.
Это не значит, что инструкторы-«частники» по умолчанию хуже разбираются в «предмете» - но нельзя не учитывать, что у инструктора на площадке возможностей для собственного обучения несоизмеримо больше.
Кроме того, любая дрессировка по нормативу позволяет специалисту четко удерживать критерии обучения. Стандарт, к которому нужно привести ученика-новичка «на выходе» - это совсем не плохо, не нужно этого бояться.
Если вам не потребуется в быту выполнение команды «место» - то точно потребуется умение собаки оставаться на довольно длительной выдержке и, возможно, подзыв с нее.
Если вам не нужно в жизни умение собаки преодолевать барьеры и ходить по буму – то обязательно нужно, чтобы собака знала, что в сложной ситуации она может положиться на вас, и вы ее всегда поддержите. И что на ее «не хочу» всегда есть ваше «надо». А этот опыт собака получает в том числе во время работы на снарядах. И т.д.
Хорошо, если на площадке есть спортивная команда – это возможность роста и для новичка, если он захочет все же стать спортсменом, и для работающих на площадке инструкторов.
И еще один плюс в копилку занятий на дрессировочной площадке. Испытания в конце курса обучения, помимо всего прочего, являются инструментом «внешнего контроля» за работой инструктора. Согласитесь, мало кто из руководителей будет держать в штате и платить зарплату «специалисту», чьи ученики никогда не доходят до испытаний или каждый раз сдают их плохо. Площадки не заинтересованы в плохих инструкторах не меньше потребителей их услуг. Поэтому некая гарантия здесь все-таки присутствует.
Имеет смысл поинтересоваться, какие документы выдает площадка после окончания курса дрессировки и сдачи испытаний. Если это только «площадочный диплом» - будьте внимательны, «внешний контроль» может быть ослаблен.
Нельзя не учесть еще один аспект именно групповых занятий по послушанию: группа – это весело. Да-да, живое общение с другими учениками необходимо не только собаке (в разумных пределах), но и вам. Человек – существо социальное, и для многих еженедельный поход на площадку – повод «выгулять» новую «собачью» куртку или дрессировочный жилет, похвастаться новой амуницией и получить порцию восхищения или живого интереса от таких же владельцев. Право, не стоит сбрасывать со счетов эту приятную составляющую занятий 😉.
ЧАСТЬ II. СОБАКА ДЛЯ СПОРТИВНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ.
...Если вы новичок, но тем не менее ваша цель – спорт высоких достижений, значит, воспитание и обучение вашей собаки нужно будет проводить по другим «стандартам».
Можно ли с этой задачей обратиться на дрессировочную площадку? Можно, если площадка «специализируется» на выбранном вами виде спорта, и ее спортивная команда имеет в нем результаты.
Другой вариант – найти тренера, чья специализация – выбранный вами норматив. Но, конечно, не каждый, кто позиционирует себя как спортивный тренер, вам подойдет.
Лучше выбрать себе в наставники тренера, выступления и результаты учеников которого вас впечатлили (да-да, лучше не довольствоваться информацией в Сети, а самому приехать на крупный старт в выбранном виде спорта и посмотреть выступления спортсменов).
Если существует каталог участников мероприятия – тренер там обычно указан. Либо можно подойти к понравившемуся спортсмену после выступления и спросить, кто является его тренером.
Хорошо, если от данного тренера выступает не один, а несколько спортсменов – это даст вам больше информации о его работе.
Тренеры на крупных стартах обычно присутствуют – можно сразу попробовать договориться о занятиях.
Что можно оценить «в первом приближении» при таком разговоре на соревнованиях?
- манеру изложения, подачу информации: вам должно быть понятно, что говорит тренер;
-стиль общения тренера с учениками. Здесь шаблонов нет и быть не может – он вам либо подходит, либо нет;
-готовность общаться с потенциальным спортсменом (заинтересованность в нем). Если тренер в данную минуту очень занят – обычно он просит подойти чуть позже или дает свой телефон и предлагает перезвонить в указанное время;
- поинтересуйтесь стоимостью и местом проведения занятий. Это важная информация, и игнорировать ее не стоит.
Если все устраивает, можно договариваться о первом занятии. А дальше – терпение, удача и, конечно, качество собаки. И личностные качества проводника, которые делают из него хорошего спортсмена.
...Сможет ли спортивный тренер быть полезен новичку и помочь решить возникающие в процессе роста проблемы поведения у собаки? Возможно –да, возможно – нет, все зависит от его опыта в дрессировке и желания заниматься «непрофильной» работой.
Многие спортивные тренеры «выросли» из инструкторов дрессировочных площадок. Другие – наоборот, никогда не занимались никакой другой дрессировкой, кроме выбранного спортивного норматива.
У спортивных тренеров другая основная задача: научить вас и вашу собаку выступать на максимуме своих возможностей. Тогда ваши спортивные успехи будут радостью для вас – и рекламой для него.
Тренер может быть очень успешен в подготовке спортсменов для высоких достижений, но при этом совершенно не уметь решать возможные бытовые проблемы. Еще и потому, что они для них часто – не проблемы.
Ходит по потолку собачка в отсутствие тренировок? Да и пусть ходит, лишь бы бегала на тренировках быстро.
Лает и воет, пока хозяин на работе? Ну, главное, чтобы на поле не голосила.
Не умеет ходить на поводке? Не страшно, на площадке ведь без поводка нормально ходит!
Живет дома в клетке, потому что опасна для домашних? Да и пусть живет; на стадионе смотрится прекрасно – и хорошо.
И тому подобное. Если вы опытный владелец и умеете правильно выращивать собаку (или перечисленные проблемы для вас тоже – не проблемы) – тренер подобного склада вам подойдет. Если ваш опыт в содержании собак недостаточен, и вы не уверены, что сможете выстроить правильные отношения с подрастающим питомцем – возможно, вам стоит поискать другого наставника, во всяком случае – на этом этапе.
....Можно ли рекомендовать в качестве тренера для новичка успешного спортсмена?
Давайте сначала разберемся, кто такой «спортсмен». Спортсмен – человек, целью которого являются успешные выступления со своей собакой на спортивных соревнованиях.
Он должен обладать определенным багажом знаний: быть хорошим проводником; хорошо знать норматив, в котором выступает; быть стрессоустойчивым, чтобы не терять способность хладнокровно и быстро принимать решения, находясь в спортивном ринге; иметь честные, неприкрытые амбиции (желание побеждать – необходимое качество для успеха в спорте!); обязательны также высокий уровень дисциплины, целеустремленность и некоторые другие качества.
Также многое зависит от вида спорта, в котором выступает человек: если это аджилити, он должен иметь достаточно высокий уровень физической подготовки; если это танцы с собакой – обязательна «творческая жилка» и артистизм… И так далее, по видам спорта.
Разбирается ли этот человек в проблемах поведения собак? Возможно – да, возможно – нет. Понятие «спортсмен» ничего не говорит нам об этом.
Является ли он хорошим преподавателем, умеет ли объяснять доходчиво и спокойно? Возможно – да, возможно – нет. Понятие «спортсмен» эти качества не раскрывает.
Хватит ли у него теоретической и методической базы, чтобы самому составить программу обучения для новичка и его - возможно, не очень перспективной для спорта - собаки?..
…Ну, надеюсь, вы уже поняли, о чем я.
Успешный спортсмен - совсем не обязательно грамотный тренер. И уж совсем не обязательно – хороший инструктор по дрессировке, то есть наставник для новичка,
Например, в аджилити спортсмен может не сходить с пьедесталов, выступая при этом с чужими собаками, воспитанными и подготовленными другими людьми.
В других видах спорта собака чемпиона вполне может жить в вольере на улице, и выходить оттуда только для тренировок (под руководством тренера) или для прогулок на закрытой территории.
И еще один важный момент, касающийся поиска в наставники спортивного тренера.
Собака - она живая, и даже у животного самого распрекрасного, специального "спортивного" разведения возможны различные проблемы в поведении в процессе ее роста. Некоторые "чисто спортивные" тренеры (и работающие тренерами успешные спортсмены) либо не умеют, либо не хотят решать подобных задач.
Например, мне попадались высказывания спортивных тренеров типа:
- "Если ваша собака не умеет подходить по команде "ко мне" - я ничем не смогу вам помочь, вам надо сначала сделать подзыв, а потом уже прийти".
- "Сначала научите собаку играть с вами в любых условиях - потом приходите".
- "Если собаку интересует окружающий мир больше, чем общение с владельцем - о каком спорте может идти речь? Сначала постройте с собакой правильные отношения, потом приходите на занятия".
Я не буду это комментировать. Просто хочу, чтобы новички понимали: не все спортивные тренеры будут готовы работать с проблемной парой.
...Так все-таки, может ли успешный спортсмен-чемпион оказаться хорошим тренером для новичка? Запросто, если является хорошим методистом и хорошим преподавателем, и к тому же понимает поведение собак. И при этом горит желанием вырастить себе достойного конкурента.
Но его спортивные успехи не скажут вам об этих его талантах ровно ничего.
В целом, выводы из написанного можно сделать следующие: Найти желаемое можно во всех вышеупомянутых категориях специалистов. Где-то вероятность выше, где-то ниже, но, если приложить усилия – они увенчаются успехом.
Главное - четко понимать, чего хочешь, и при этом не выключать критическое мышление и уметь отделять навыки самопрезентации от собственно профессионализма. 😉
Удачи всем в поиске «своего» тренера! И пусть каждому повезет.
Е. Лимонова, 2023.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 3