Связь с литературным жанром.
Давать оценочные характеристики проще всего — поверь, я сам так умею. Очень легко поддать критике что-либо. Для этого не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы выплеснуть ушат негатива и злобной критики. Опираюсь на собственный опыт: критиковать и поддавать сомнению приходится много и часто в силу своей профессиональной деятельности.
Ниже привожу три аспекта, которые можно выделить, как преимущества жанра альтернативной истории.
1. Возможность тестировать различного рода исторические гипотезы.
В том числе и те, в которых на данный момент есть белые пятна. Такие гипотезы абсолютно недоказуемы — и по ним, например, нельзя написать исторический роман в виду отсутствия источника.
Приведу примеры:
Слухи об исчезновении IX испанского легиона. Информация, которую о нем имеет историческое сообщество, крайне скудна.
Перемещения Александра Македонского в Индии. Может кто-то подкинет достоверный источник информации, Сашу может спросим?
Недостаток информации всегда порождает множество слухов — здесь важную роль играет фантазия дискутирующего и его кругозор. Чем он шире, чем больше человек позволяет себе выдумывать — тем шире домыслы.
Я полагаю, что каждый из нас — беру во внимание тех, кому вообще тема интересна — желает знать, что произошло на самом деле. И имеет на это полное право.
Важную роль играет то, что помимо архивов и иных источников мы имеем возможность опираться на такой фундамент, как человеческий фактор. Беря его за основу, за неимением лучшего, можем смело описывать поведение исторических персонажей. Они могут быть любыми: как ключевыми, так и второстепенными — только бы играли роль в событиях исследуемого периода. Например, записи походов в Индии вел не сам Македонский, а его летописец, который конспектировал происходящее, пропуская все через собственную парадигму восприятия мира.
Результатом наших рассуждений могут стать смоделированные диалоги и ситуации в местах, где классическая история изобилует белыми пятнами. Фактически мы прокладываем дорожку событий в контексте того, как исследуемые события могли сложиться под взглядом альтернативного обозревателя.
Проводя такие исследования, основанные на свободе мысли, автору не стоит забывать что история — это наука. Параллельно держать в подкорке, что все происходящее — жизнь. Суммируя эти два фактора, автор смело может приступать к тестированию теперь уже литературной гипотезы и, исходя из этого, моделировать поведение своих персонажей.
Любую историческую гипотезу, которую невозможно довести до ума ввиду отсутствия информации о периоде или событиях, можно обыграть с точки зрения литературной гипотезы. Это будет и интересно, и полезно — такой подход сильно раскачивает как критическое мышление, так и возможность мыслить посредством причинно-следственных связей.
Второе утверждение логикой вытекает из первого пункта.
2. Возможность выйти за рамки научного исторического исследования и сделать историю доступной каждому.
На страницах книг, посвященных жанру альтернативной истории, автор, к примеру, может описывать не исторические события, а саму жизнь и решения, которые были приняты ключевыми историческими персонажами. Эти решения могут быть такими, как если бы их принимал ваш знакомый - наш современник. Иногда понятных и поддающихся логике, а иногда — нет. Не стоит забывать, что все исторические личности были такими же простыми людьми, как и мы - кожаные мешки из костей и плоти. Некоторые стихи писали, как Сталин. Или Гитлер. Последний еще и картины рисовал.
Опираясь на человеческий фактор, я выделяю третью структурную составляющую жанра альтернативной истории.
3. Превращении истории в искусство, как, например, это делает кинематограф.
И в этом нет каких-либо противоречий. Историю пишут люди. Именно они становятся причиной великих свершений, о которых мы читаем и фантазируем. Нам привычнее говорить о них, как о личностях. Раскрытие характера такой личности ярче всего происходит через инструменты искусства. Если такой подход реализовать посредством книг, то чтиво получится захватывающим и интересным. Более того, опираясь на правду и человеческие недостатки, книга получится искренней и правдивой. Как в кино — фильмы, которые завоевали любовь зрителей — искренние и правдивые,это фильмы где нет места наигранности и лжи.
В наше время история в школе преподается на общих основаниях, в общем контексте всей своей сути — только для того, чтобы маленький человек знал, что сначала был Рим, потом Русь, а после и все остальное. Тот же контекст трактуется в университетах.
История научная, в рамках исторического исследования — изучение частности. Это глубокое исследование, посвященное конкретному периоду, событию или личности.
Такая история, в принципе, уже недоступна для обычного человека, что вполне поправимо.
Историю научную можно раскрыть и донести читателю ее смысл через историю альтернативную.
https://author.today/work/99424 Кто решит почитать и перейдёт по ссылке - не забывайте взбодрить лайком или комментом 🤝
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев