Огуз-хан (туркм. Oguz han; турк. Oğuz Han; азерб. Oğuz Xan), также Огуз-каган (туркм. Oguz Kagan, азерб. и
турк. Oğuz Kağan) — древний родоначальник туркмено-огузских и ряда других тюркских народов. И сведения об Огуз-хане приводятся у Рашид ад-Дина в «Джами ат-Таварих», у Абулгази в «Родословной туркмен», а также в уйгурском варианте эпоса «Огуз-наме». Имя Огуз по одной из версии буквально означает «прямая стрела; род», начало которому положил бог Тенгри.
Согласно мнению Абул-Гази, Огуз-хан мог жить за четыре тысячи лет до времени Пророка Мухаммада, во времена легендарного царя древности Каюмарса, французский академик XVIII века Жан-Сильвен Байи относит период жизни Огуз-хана к 29 веку до н. э., а русский географ и историк XVIII века П. Рычков и советский историк О. Туманович — к VII в. до н. э. Во французской Энциклопедии Дидро и д'Аламбера, изданной во второй половине XVIII в., отмечено, что Огуз-хан жил задолго до персидского царя Кира II.
Шведский географ и картограф XVII-XVIII веков Филипп Иоганн фон Страленберг со ссылкой на древнегреческого историка Диодора Сицилийского и других историков пишет об Огуз-хане как о предводителе древних скифских народов, под чьим руководством в глубокой древности они завоевали огромные территории на Среднем Востоке, в Юго-Восточной Европе и Египте, так как по ассирийским источникам скифов называли — «Ашгуз, Ишкуз». И согласно еще Страленбергу, у азиатских народов Огуз-хан пользуется такой-же славой, как Александр Македонский и Юлий Цезарь у европейцев. Некоторые исследователи-востоковеды как Иакинф Бичурин, Фридрих Хирт отождествляют Огуз-хана с реальным историческим лицом и это хуннским — шаньюем Модэ (Модунь).
Далее по историческому труду Абул-Гази «Родословная туркмен», у Огуз-хана было шестеро сыновей, а у каждого из них, в свою очередь, было по 4 сына от старших жён и ещё по несколько сыновей от их других жён. Двадцать четыре внука от старших жён сыновей Огуз-Хана являются родоначальниками 24-х древнейших и главных огузо-туркменских племен и главами так называемых «Аймаков». К каждому их главных 24-х племен были присоединены другие племена, чьими родоначальниками являлись внуки Огуз-хана от младших жён его сыновей, а также вожди, отличавшиеся в той или иной обстановке во времена военных походов Огуз-хана: такое основное объединение нескольких родов и составлял собою один «Аймак».
Дети и внуки Огуз-хана
Сыновья Гюн-хана:
Кайы (крепкий)
Баят (богатый)
Алка-ойли (соответствующий) -
Кара-ойли (где-бы ни остановился, всюду в палатке живет)
Сыновья Ай-хана:
Языр (старший в иле)
Йасыр («ябир» согласно другому переводу «Родословной туркмен» все, что ни окажется перед ним, он опрокидывает)
Додурга (тот, кто умеет завоевывать страны и удерживать их за собой).
Дугер (круг)
Сыновья Йылдыз-хана:
Авшар (проворный в работе)
Кызык (герой)
Бекдили (его речь уважаема)
Каркын (хлебосольный)
Сыновья Гёк-хана:
Баяндыр (обладающий мирскими благами)
Бечене (делающий)
Човдур (честный, воеватель)
Чепни (богатырь)
Сыновья Даг-хана:
Салыр (вооруженный саблей)
Эймир (богатейший)
Алайонтли (имеющий пегую лошадь)
Урегир (добродетельный)
Сыновья Денгиз-хана:
Игдир (великий)
Бюгдуз (услужливый)
Ыва (высокостепенный)
Кынык (почтенный)
Список древних туркменских племен, происходивших от младших жен сыновей Огуз-хана:
Кене — Гуне — Турбатлы — Гирейли — Солтанлы — Оклы — Гекл — Кыргыз — Сычли — Хорасанлы — Юртчы — Джамчи — Турумчи — Кумы — Соркы — Курджык — Сараджик — Караджык — Текин — Казыкурт — Лала — Мердешуй — Саир.
Племена, родоначальниками которых были вожди в войске и близкие сподвижники Огуз-хана, и считавшиеся частью огузов (туркмен) в древности и средневековье: Канглы, Кыпчак,
Карлык, Халач.
Доисламские представления об Огуз-хане найдены в уйгурской рукописи XV века «Огуз-наме». Согласно легенде, Огуз-хан был зачат своей матерью от световых лучей. Он родился уже богатырём и почти сразу сразил чудовище-единорога. Внешность Огуз-хана описывается так: «ноги его подобны ногам быка, поясница — пояснице волка, плечи — подобны плечам соболя, а грудь — груди медведя».
От брака Огуз-хана с небесной девой рождаются три старших сына — Кун-хан, Ай-хан и Улдуз-хан. От другой, земной, жены — ещё три сына — Гёк-хан, Даг-хан и Дениз-хан. Огуз-хан объявляет себя каганом и завоёвывает земли соседей; ему помогает в этом серый волк, говорящий по-человечески. Свои завоевания Огуз-хан разделил между сыновьями, символически разделяя между ними также посланные ему небом лук и стрелы. Лук, разломанный на три части, достаётся старшим сыновьям, почему их племена называются «бозок» («ломать на части»), а стрелы — младшим, племенам «учок» («три стрелы»).
После принятия ислама мифы изменяются, и в сочинениях Рашид ад-Дина, Абулгази, Языджы-оглу Али Огуз-хан является мусульманином, потомком библейского Яфета. А имя «Огуз» вероятнее всего происходит от слов «ок» (стрела) и «уз» (лицо, личность, человек). Некоторые исследователи выводят «огуз» от «ок» — что означает «стрела» (а также «племя») и «уз» — суффикса множественности. То есть — «стрелы, множество стрел». Это название чуть поменялось от «аҕа уус» — дословный перевод «племя отца», как оглы — «аҕа уола», сын отца.
А ещё в нынешнем Азербайджанском языке слово «ок» то есть «ох» означает в прямом смысле слово «стрела», а слово «уз» которое произносится как слово «yuz» означает число 100. Другие образуют слово от «ак» — «белый» в значении благородный и «уз» — древнее понятие, возможно, в переводе значившее «человек» или «люди» и часто дублировавшее понятие «ир» или «эр», то есть «человек», «мужчина», употреблявшееся у различных тюркских племён самостоятельно либо в сочетании с другими словами, в качестве самоназвания.
Также имя «Огуз», по другой версии происходит от слова «окуз», что означает «бык» на тюркских языках, и связывают с древним праведником
и царем Зулькарнаином (Двурогий). При этом многие учёные отвергают данную версию. А доктор исторических наук, археолог и востоковед С. П. Толстов отождествлял древнее массагетское племя «аугас» с этнонимом «огуз».