Поезд является одним из самых популярных способов передвижения в нашей стране. Иногда в нем приходится проводить не одни сутки в дороге, поэтому уровень комфорта играет не последнюю роль.
Однако наиболее актуальным вопросом является извечный спор по поводу верхней и нижней полки. С одной стороны, все предельно ясно, на какое место купил билет, на том и нужно ехать, тем не менее, регулярно возникают споры между пассажирами:
Имеет ли право пассажир с верхней полки во время обеда занимать нижнюю полку?
Должен ли пассажир с нижней полки уступить место инвалиду, пожилому человеку или пассажиру с маленьким ребенком?
Рассмотрим эти вопросы более подробно.
Стандартные случаи в поезде
Рассмотрим два основных спора, которые могут возникнуть между пассажиром верхней и нижней полки. Я и сам достаточно часто езжу в поезде и не раз становился свидетелем подобных споров.
Первый случай: «Пассажир, как правило, молодого возраста едет на нижней полке, при этом на верхней полке билет у пассажира уже пенсионного возраста. После начала движения поезда, пассажир с верхней полки просит уступить ему место на нижней полке, поскольку ему тяжело забираться на верхнюю полку, и он физически не может это сделать. Пассажир с нижней полке отказывается, мотивируя тем, что у него есть билет, и там строго прописан номер места, и уступать он не обязан. Пассажир с верхней полки начинает устраивать скандал и доказывать, что по закону, ему обязаны уступить, зовет проводника и начальника поезда и требует предоставить ему нижнее место».
Как правило, если есть свободные места в поезде, такому пассажиру могут пойти на встречу и предоставить другое место на нижней полке. Возникает другой вопрос, что мешало пассажиру изначально купить нижнюю полку? Как показывает практика, по большинству направлений, цена билета на верхнюю полку, особенно в купе, заметно ниже, чем место на нижнюю полку. Поэтому тут преследуется цель сэкономить на билете, а уже на месте договориться, и попросить чтобы уступили нижнюю полку.
Второй случай: «Пассажир с верхней полки просит соседа с нижней предоставить ему на время место, чтобы покушать. Пассажир без проблем уступает, после принятия пищи, пассажир с верхней полки продолжает находится на нижней и заниматься своими делами. Когда пассажир с нижней полки просит соседа перейти обратно, на свое место, второй начинает возмущаться и говорить, что в дневное время он может находится на нижней полке, и только на ночь должен перейти на свое место. В итоге, получается, пассажир с нижней полке не может в дневное время в полной мере воспользоваться своим местом (прилечь, например, и т.д.). И такая ситуация не редкость».
Что говорит закон?
Теперь разберем, кто же прав по закону. В данный случаях действует Приказ Минтранса России от 19.12.2013 N 473 «Об утверждении Правил перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом». На него и нужно ориентироваться, если вышеуказанные споры возникают.
В частности, п.51 указывает на следующее: «Каждый пассажир имеет право при наличии проездного документа (билета) занимать место, указанное в его проездном документе (билете), при проезде в поезде дальнего следования и пригородного сообщения с указанием мест». И в том же пункте указано «Проезд иных лиц на оплаченных пассажиром местах не допускается».
Также стоит отметить и по поводу багажа, поскольку и такие споры возникают. Должен ли пассажир с нижней полки дать возможность пассажиру с верхней положить свои вещи вниз, под саму полку. Согласно п. 112 Приказа «Преимущественное право для использования в поездах дальнего следования нижнего места для размещения ручной клади имеет пассажир, проезжающий на нижней полке, а верхнего места — пассажир, проезжающий на верхней полке». Отсюда следует, что без исключений преимущество по использованию нижней полки всегда за пассажиром, который на нем едет, в том числе и по провозу багажа.
Выводы
Подводя итог вышесказанному, хочется отметить, что с юридической точки зрения, пассажир, взявший билет на нижнее место, не только имеет право не уступать свое место другому пассажиру, но даже имеет право в дневное время никого не пускать на свое место, в том числе и для приема пищи. Однако я всегда рекомендую поступать по-человечески. Нет смысла идти на принцип или конфликт. Стоит понимать, что не всегда есть возможность купить нижнее место, в некоторых случаях их просто нет. А пассажиру нужно нормально покушать, ехать все время на верхней полке не очень удобно. Поэтому относиться друг у другу нужно с пониманием, и поездка станет более комфортной.
#ПравилаПеревозки #ПассажирскиеПоезда
Нет комментариев