Продажа товаров дистанционным способом– это продажа товара на основании ознакомления потребителя с предложенным продавцом описанием товара посредством каталогов, проспектов, буклетов, фотоснимков, средств связи (телевизионной, почтовой, радиосвязи и других, в том числе информационно-телекоммуникационной сети «Интернет») или иными исключающими возможность непосредственного ознакомления потребителя с товаров либо образцом товара при заключении такого договора.
Дистанционная продажа товаров регулируется следующими нормативными актами:
Гражданским кодексом РФ;
Законом РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 № 2300-1;
Правилами продажи товаров по договору розничной купли-продажи, утв. Постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 г. № 2463.
Информация, которую продавец должен предоставить потребителю
На сайте продавца, в специальной электронной программе (мобильное приложение), устанавливаемой на мобильный телефон потребителя, потребителю должна быть предоставлена возможность до заключения договора ознакомиться со следующей информацией:
● о продавце, изготовителе (адресе, месте нахождения продавца, полном фирменном наименовании);
● об основных потребительских свойствах товара;
● о месте изготовления товара;
● о цене;
● об условиях приобретения товара;
● об особенностях доставки товара;
● о сроке службы;
● о сроке годности;
● о гарантийном сроке;
● о порядке оплаты товара;
● о сроке, в течение которого действует предложение о заключении договора.
● о необходимости привлечения специалистов по подключению, наладке и пуску в эксплуатацию технически сложных товаров, которые не могут быть пущены в эксплуатацию самостоятельно потребителем.
В момент передачи товара продавец также должен довести до сведения потребителя в письменном виде информацию:
- о подтверждении соответствия товаров обязательным требованиям;
- об основных свойствах товара, в том числе для продуктов питания - о составе (пищевых добавках, биологически активных добавка, ГМО), пищевой ценности, назначении, об условиях применения и хранения продуктов питания, о способах изготовления готовых блюд, весе (объеме), дате и месте изготовления и упаковки (расфасовки) продуктов питания, а также сведения о противопоказаниях для их применения при отдельных заболеваниях;
- о цене и другую, установленную законом информацию.
Такая информация может быть представлена в чеке, гарантийном талоне, руководстве по эксплуатации, листке-вкладыше, накладной, акте -приема передачи, и иных документах.
Договор считается заключенным:
- с момента оплаты товара и выдачи продавцом кассового, товарного чека, иного документа;
- с момента получения продавцом сообщения о намерении покупателя приобрести товар. Например, при направлении продавцом смс-сообщения на номер потребителя о получении заказа.
Внимание! Односторонний отказ продавца от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий, по общему правилу, не допускается. После заключения договора розничной купли-продажи дистанционным способом продавец обязан передать покупателю товар на согласованных условиях.
Например, продавец не вправе аннулировать заключенный с потребителем договор купли-продажи, ссылаясь на отсутствие товара на складе. Также продавец не вправе аннулировать заказ и предложить купить товар по новой цене, ссылаясь на техническую ошибку на сайте.
В случае нарушения его прав потребитель вправе потребовать передать согласованный товар, либо возместить ему убытки, в том числе, разницу в стоимости товара, если после отмены заказа цена на данный товар увеличилась.
Право потребителя предъявить продавцу указанные требования подтверждается сложившейся судебной практикой (например, п. 2 Обзора судебной практики по делам о защите прав потребителей, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23.10.2024).
Передача и доставка товара
Обязанность продавца по передаче товара возникает с момента получения продавцом сообщения потребителя о намерении заключить договор розничной купли-продажи, если оферта продавца не содержит иного условия.
Доставленный товар передается потребителю по указанному им адресу, а при отсутствии потребителя - любому лицу, предъявившему информацию о номере заказа, либо иное (в том числе электронное) подтверждение заключения договора розничной купли-продажи или оформление заказа.
В случае если доставка товара произведена в установленные договором сроки, но товар не был передан потребителю по его вине, последующая доставка производится в новые сроки, согласованные с продавцом, на условиях, предусмотренных договором розничной купли-продажи.
Право потребителя на отказ от товара
Закон РФ «О защите прав потребителей» закрепил безусловное право потребителя на отказ от товара, приобретенного дистанционным способом.
Потребитель в праве отказаться от товара в любое время до его передачи, а после его получения - в течение 7 дней. В случае если информация о порядке и сроках возврата товара надлежащего качества не была предоставлена в письменной форме в момент доставки товара, покупатель вправе отказаться от товара в течение 3 месяцев с момента передачи товара.
Исключение составляют товары с индивидуально – определёнными свойствами.
При отказе потребителя от товара надлежащего качества продавец должен возвратить ему уплаченную сумму, за исключением расходов продавца на доставку от покупателя возвращенного товара, не позднее 10 дней с даты предъявления покупателем соответствующего требования.
Внимание! Вскрытие некоторых товаров (косметика, одноразовая посуда, гигиенические средства и др.) может привести к потере их товарного вида, кроме того, другой покупатель посчитает такой товар потерявшим свои потребительские свойства. В этом случае продавец вправе отказать в возврате товара надлежащего качества.
Продавец не вправе отказать потребителю в возврате товара со ссылкой на то, что данный товар включен в Перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену, утв. Постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 N 2463 так как данный перечень не применяется в случае дистанционной продажи товаров.
Продавец не вправе заранее устанавливать размер суммы, удерживаемой с потребителя за отказ от товара надлежащего качества, так как данный размер должен быть обусловлен расходами на доставку товара от потребителя. В случае, если потребитель отказался от товара до момента его доставки, удержание денежных суму не может быть осуществлено.
В отношении выявленных недостатков товара действуют общие правила, установленные Законом о защите прав потребителей. Расходы на осуществление возврата суммы, уплаченной потребителем в соответствии с договором розничной купли-продажи за товар ненадлежащего качества, несет продавец.
Особенности покупки товаров на маркетплейсе
Маркетплейсом признается интернет-платформа (агрегатор информации о товарах), на котором осуществляется продажа товаров различных продавцов. Владелец агрегатора размещает предложения о продаже товаров от разных продавцов и принимает за них оплату, но продавцом по отношению к потребителю в связи с покупкой данных товаров не является.
Маркетплейс может сам выступать продавцом товара. В этом случае он несет полный объем обязанностей, предусмотренных Законом для продавца.
В каких случаях маркетплейс несет ответственность перед потребителем?
- Предоставление информации потребителю. Владелец агрегатора, предоставивший потребителю недостоверную или неполную информацию о товаре или продавце, на основании которой потребителем был заключен договор с продавцом, несет ответственность за убытки, возникшие в связи с этим у потребителя. Владелец агрегатора не несет ответственность, если он не изменяет информацию, предоставленную продавцом.
Внимание! За качество товара, по общему правилу, отвечает продавец. Владелец агрегатора может предоставить возможность приема претензий от потребителей или непосредственного общения продавца с потребителем, но сам за качество товара не отвечает, если иное не предусмотрено соглашением между владельцем агрегатора и продавцом. Поэтому при возникновении спора с продавцом по поводу качества товара, приобретенного через маркетплейс, и при отсутствии решения вопроса через площадку маркетплейса в разумный срок, целесообразно обратиться с претензией напрямую к продавцу.
- Отказ потребителя от товара. Потребитель вправе предъявить требование к владельцу агрегатора о возврате суммы произведенной им предварительной оплаты, уведомив при этом продавца об отказе от товара.
Порядок защиты прав потребителей
При нарушении прав потребителя необходимо обратиться в адрес продавца с претензией.
Продавец (агрегатор информации) должен довести до покупателя информацию о форме и способах направления претензий. Если такая информация не представлена на соответствующем сайте (странице сайта), покупатель вправе направить претензию в любой форме и любым способом.
Например, заказным письмом на юридический, электронный адрес из Единого государственного реестра юридических лиц, по электронной почте, указанной на сайте, через личный кабинет на сайте и пр.
При отказе в удовлетворении претензии или уклонении от ее рассмотрения Вы вправе обратиться с жалобой в органы Роспотребнадзора (с приложением доказательств, подтверждающих ее направление или вручение продавцу).
Имущественные требования (о возврате денежных средств, замене товара и пр.) рассматриваются судом. При этом органы Роспотребнадзора могут предоставить заключение в защиту прав как потребителя в порядке ст. 47 ГПК РФ.
За получением подробной консультации и правовой помощи в сфере защиты прав потребителей, в том числе, в части досудебной или судебной защиты прав потребителей, а также в части подачи жалобы в органы Роспотребнадзора и иные органы власти, можно обращаться Екатеринбургский консультационный пункт для потребителей: ул. Московская, 49, тел. (343) 272-00-07, иные консультационные пункты для потребителей ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области», с адресами которых можно ознакомиться на сайте https://кц66.рф/ или уточнить по телефону 8(343) 374-14-55.
Телефон Единого консультационного центра Роспотребнадзора - 8-800-555-49-43
Советы потребителям
1. При оформлении заказов через интернет – сайты, оцените информацию, которую предоставляет продавец о своем наименовании, о товаре и об условиях покупки до его приобретения. Дополнительно ознакомьтесь с отзывами о работе интернет-магазина. Запросите также данные об ИНН, ОГРН.
2.Проверьте на сайте https://www.nalog.ruрегистрацию продавца в качестве налогоплательщика. Если продавец является самозанятым, его данные можно найти на сайте https://npd.nalog.ru/check-status/ Если у потребителя отсутствуют сведения о продавце товара (наименование, данные Ф.И.О., адрес, ИНН), то восстановить нарушенные права потребителя будет сложнее. В этом случае потребителю необходимо обращаться в органы полиции, для проведению оперативно-розыскных мероприятий.
3.Обращайте особое внимание на проводимые акции, скидки, распродажи – являются ли они разумными. Не действует ли продавец в убыток себе, заявляя указанную цену товара (в том числе, такие акции, как «доставка бесплатно по всему миру», «только сегодня скидка на товар 96%» и подобные). Такие «убыточные» акции могут свидетельствовать об обмане.
4. Если у Вас возник спор по размещенной на сайте информации, сохранить ее можно с помощью клавиши «PrintScreen», либо специальной программы фиксирования изображения на мониторе («Jing! 2.4», «CamStudio 2.6 beta», «UVScreenCamera», «Movavi Screen Capture Studio» и др.). Также старайтесь сохранять и фиксировать юридически значимую информацию (например, ту, которая касается согласования условий договора; предъявления продавцу тех или иных требований и др.).
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев