Исторически русская артель является носителем ценнейшего опыта низовой самоорганизации народа, при этом артельный союз, чтобы иметь право так называться, должен был обладать внутренним суверенитетом. Суверенитет, определенная мера независимости артели от внешних сил и субъектов, – ее важнейшее свойство.
Артель конечно всегда вступала в самые разнообразные взаимоотношения с внешними субъектами, но всегда артельные люди оставались верны своим принципам - преданности друг другу и артельной традиции, возводившейся, как правило, к древнему прошлому.
До революции масштаб вовлечения народа в артели был весьма значительным. Промыслами в европейской России в 1901 году было занято не менее 14 миллионов крестьян.
Для русского крестьянина еще до отмены крепостного права была органичной двойная экономика – отдельно летняя и отдельно зимняя. «Цель летней экономики – обеспечение семьи продуктами “от земли”. Цель зимней – получение доходов “от промыслов”, – пишет современный русский аналитик и демограф В. А. Башлачев. – Раз “мороз сковал землю”, то русскому земледельцу зимой на ней делать нечего. Крестьянину – “надо промышлять”».
Для верного понимания сущности русской Артели важно акцентировать её несводимость к экономике. В хозяйственной Артели огромную важность имели неэкономические факторы и принципы. Надэкономическая сущность Артели состоит в том, что целью ее деятельности, даже когда она преимущественно настроена на производство собственного продукта и его реализацию, не является прибыль.
В русской артели демонстрировалось отношения к деньгам и капиталу как функциональному фактору развития дела. «Не деньги создают дело, а дело деньги. Если артель будет объединением трудящихся людей, то к ее услугам будут и деньги». Этот же принцип в более широком философском звучании раскрывается и в известной народной поговорке, в которой показано отличие русского менталитета от западного, буржуазного: «время – деньги». «Время, – говорили в русском народе, – деньгу дает, а на деньги времени не купишь». Эта сентенция свидетельствует о непереводимости ценности человеческой жизни в финансы, в количественную меру – жизнь человека, его внутренний мир и внутренняя свобода рассматривались как высшее измерение бытия, а время понималось как «мудрость жизни». Материальное состояние при всей его важности помещалось в другую плоскость.
В чем же состояла подлинная ЦЕЛЬ РУССКОЙ АРТЕЛИ?
А. Н. Энгельгардт полагал, что в подоплеке артельной деятельности лежит стремление, "истратив меньшее количество пудо-футов работы, извлечь наибольшее количество силы из солнечного луча на общую пользу". А это возможно только тогда, когда орудия труда находятся в общем пользовании и используются сообща.
Главный теоретик артельности Е. Д. Максимов-Слобожанин усматривал смысл Артели в удовлетворении «разнообразных жизненных потребностей личности – духовных, правовых, политических и экономических». Слобожанин видел цель артельно-кооперативной деятельности в счастье человеческой личности.
Безусловно, и персональное счастье артельщика, и общая польза участников артели не могут пониматься как потребительские или чисто экономические понятия. Преуспевающие, «богатые» артели видели свой «капитал» не в финансовой мощи, а в развитии мастерства, возможности иметь учеников, продолжении и развитии артельного дела. Таким образом, здесь мы выходим на философию предприятия альтернативную капиталистической, на особый некапиталистический вид предпринимательства.
Существуют многочисленные свидетельства огромного нравственного значения артелей, их влияния как на самих артельщиков, так и на окружающих людей. Среди крестьян смысл и пафос артели вызывал умиление сродни религиозному. Из записок современников можно найти такие свидетельства: "Какое впечатление производит артель на народ, можно видеть из того, что некоторые, слушая объяснения по поводу артелей, снимают шапки и крестятся"
А. А. Исаев указывал на огромную воспитательную и формирующую личность силу артелей: по его наблюдениям, само общение между членами влияет на их ум гораздо более чем чтение книг.
А. Н. Энгельгардт, описывая артели граборов, замечает: «Человек может быть мошенник, пьяница, злодей, кулак, подлец как человек сам по себе, но как артельный грабор он честен, трезв, добросовестен, когда находится в артели».
С другой стороны, нельзя недооценивать и такой важный фактор, как подбор в артели людей по принципу высокой годности, не только профессионализма, но и личных качеств. Видный русский предприниматель Рябушинский в работе «Русский хозяин» отмечал: "Запад не знает такой организации – это особенность нашего хозяйственного уклада. Некоторые умиляются, полагая, что артель – это “демократия”; совсем она не демократия, а чистая аристократия – отбор по признаку известной зажиточности, а главное, личной годности. Не всякого, кто хочет, возьмут в хорошую артель; он должен внушать доверие, его должны знать. Артель отвечает имущественно за своих членов, а поэтому слабых людей, пьяниц, кутил она терпеть не может».
НЕОБХОДИМО ЧЁТКО ПОНИМАТЬ ПРЕИМУЩЕСТВА АРТЕЛИ
По сравнению с другими типами хозяйства, например, земледельческая артель способствует:
а) крепко держаться земли;
б) сделать хозяйство крепким и надежным;
в) легче выдерживать неурожайные годы;
г) улучшить свое хозяйство приобретением усовершенствованных земледельческих орудий и машин;
д) отвыкать от злобы друг к другу, а учиться братской жизни, взаимному уважению и любви
е) не пользоваться банковскими кредитами, используя прибыль и общие средства артельщиков
Отвечая на вопрос, ЧТО ПРЕЖДЕ ВСЕГО ПРИВЛЕКАЛО РУССКОГО ЧЕЛОВЕКА В АРТЕЛИ?
Можно смело заявить: РАВНОПРАВИЕ, СПРАВЕДЛИВОЕ ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ, ТОВАРИЩЕСКАЯ ВЗАИМОПОЩЬ!
ПОСЛЕСЛОВИЕ:
Описывая модель классической русской артели, мы осуществляем попытку свести воедино важнейшие ее черты и признаки. Можно выделить, по крайней мере, двенадцать положений, которые задают рамочные характеристики артели. При выходе за эти рамки, следует говорить о разрушении ее исторически обусловленной целостной модели. При систематическом нарушении того или иного принципа исследователь вправе говорить о вырождении артели.
1. ДОБРОВОЛЬНОСТЬ участия в артели ее основных взрослых членов, возможность выхода из артели, осуществляемого по определенным правилам.
2. Основа артели – ЛИЧНЫЙ ТРУД участников. При этом участие внешнего пайщика, заказчика, посредника, наемных работников часто имеют весьма важное значение для жизнедеятельности конкретного союза, но все эти факторы не определяют суть артели и не должны вести к размыванию ее базовых принципов.
3. СОГЛАСОВАННОСТЬ действий, совместное распределение функций и участков работы.
4. САМОУПРАВЛЕНИЕ, которое проявляется в общем собрании участников как высшем органе власти в артели, избрании руководителя и иных органов управления, контроле участников за ходом исполнения решений и реализации принципов артели. Самоуправление, если несколько абстрагироваться от привычной рефлексии на эту тему, означает в первую очередь не какие-то формально-процедурные демократические черты, но в первую очередь глубинный характер участия всех и каждого в общем деле, не только в самом труде, но и в управлении, организации труда, согласовании спорных вопросов. Демократической процедуры в таком управлении не было, все решения принимались только единогласно, как при копном праве.
5. КРУГОВАЯ ПОРУКА как солидарная ответственность участников перед внешними субъектами правовых и экономических отношений.
6. Наличие в артели писаного или чаще УСТНОГО ДОВОРа (устава), основу которого составляли известные всем обычаи и традиции данной местности и данной хозяйственной отрасли, промысла.
7. Элемент ОЩЕГО БЫТА и СТОЛА, специальных артельных ритуалов и обрядов (иногда приобретающих всеобъемлющее значение, как, например, в обычае «помочей», преображающих взаимопомощь трудом в эстетизированный фольклорный ритуал сродни религиозному).
8. Распределение доходов пропорционально личному вкладу участников на основе равенства их прав. В подавляющем большинстве артелей критерии и приоритеты, связанные с оценкой вклада участников, долей их труда и заслуг в общем деле, были детально ясны всем опытным артельщикам и связаны с идущей из прошлого традицией СПРАВЕДЛИВОГО РАСПРЕДЕЛЕНИЯ. Хотя встречались и случаи абсолютно равного распределения доходов среди артельщиков, это практиковалось при условии доверия между артельщиками, на основе общего понимания и согласия по поводу справедливости в каждом конкретном случае такой схемы распределения, то есть согласия по поводу равенства самих артельщиков как трудовых единиц (в их производительной силе, мастерстве, полезности для собратьев).
9. Отсутствие ответственности артели по личным долгам и провинностям конкретного артельщика (их нельзя путать с артельными обязательствами, на которые распространялась круговая порука); при этом нарушение артельщиком законов и нравственных норм внешнего по отношению к артели общества, наносящее или способное нанести ущерб репутации артели, порицалось вплоть до наказания и исключения из артели.
10. Сочетание хозяйственно-экономических целей деятельности с целями духовными, нравственными, связанными с осознанием артели как высшей социальности, БРАТСТВА и ВЗАИМОПОМОЩИ; поощрение артелью этих высших качеств (образ «артельного человека» как приспособленного к взаимодействию и согласованной, предсказуемой, ожидаемой его собратьями деятельности, высоко ценящего артельное братство).
11. Жесткое пресечение индивидуальных действий артельщика, когда тот получает какие-либо частные выгоды или корысти за счет артели без согласования с ней, без ее ведома, без учета общей пользы и интересов собратьев.
12. Отбор людей в артель по сложной системе критериев. В большинстве артелей был строгий подход к компетенциям и навыкам новопринимаемых лиц, строгий подход к их нравственному облику и способности соблюдать писаные и неписаные нормы артели.
Как правило, артель в народном сознании воспринимается как образец высокой общности: не каждый может работать в артели, до уровня «артельного человека» необходимо подняться, возрасти, а поднявшись – удержаться на этом уровне. Артельный человек, в особенности руководитель и организатор артели – уважаемый в народе человек. Это своего рода «знак качества» личности.
Нет комментариев