По сообщениям СМИ (причём изначально – индийских), российские власти предложили Индии возобновить совместные работы по программе МТА (Medium Transport Aircraft). Скорее всего, это связано с тем, что ВВС Индии объявили об очередном этапе тендера на поставку самолётов среднего класса грузоподъёмности.
Требования к этому военно-транспортному самолёту (ВТС) в основном определяются необходимостью развёртывания войск на границах Индии с Китаем и с Пакистаном. Значительная часть имеющихся в этой зоне аэродромов – высокогорные, а это предъявляет высокие требования к взлётно-посадочным характеристикам (ВПХ) машины.
Для удовлетворения потребностей индийских ВВС в советские времена был разработан Ан-32. Самолёт обладал уникальной для своего класса энерговооружённостью, что и позволило решить проблему базирования в горах. В настоящее время ВВС Индии имеет порядка сотни летающих Ан-32. Однако парк устаревает, кроме того, растут требования к массе забрасываемых грузов.
Два года назад, в декабре 2022-го ВВС Индии разослали запрос на предоставление информации (Request for Information - RFI) по МТА. Откликнулись трое: Airbus с турбовинтовым A-400M, Lockheed Martin с самым популярным ВТС «всех времён и народов» C-130 и Embraer со своим сравнительно новым C-390. Российский авиапром как-то на это не прореагировал. Что, впрочем, понятно – отрасль решала задачи, внезапно всплывшие перед ней по причине СВО.
Теперь, однако же, требования Заказчика изменились. Индийские военные хотят иметь возможность перебрасывать в районы военной напряжённости лёгкие танки Zorawar, имеющие массу 25 тонн. Это «вышибает из игры» С-130, поскольку он несёт менее 20-ти тонн, да и бразильскую машину ставит в достаточно сложную позицию. Грузоподъёмность С-390 (26 тонн) «на грани», требование перебрасывать танк полностью заправленным, снаряженным, с экипажем и дополнительным оборудованием (скажем, те же «мангалы», ставшие популярными у танкистов по результатам российско-украинского конфликта) могут сделать эту задачу невыполнимой. С другой стороны, третий возможный участник тендера по МТА – А400М – по грузоподъёмности избыточен, причём заметно избыточен (37 тонн).
Казалось бы, проблемы конкурентов создали благоприятный момент для того, чтобы «влезть» в этот тендер. Тем не менее, предложение России выглядит странно – причём именно по причине размерности. Дело в том, что разрабатываемый в рамках российско-индийской программы МТА самолёт (известный также под обозначениями Ил-214 и Ил-276) был рассчитан на перевозку всё тех же двадцати тонн. Участие в индийском тендере по новым / уточнённым условиям потребует фактического перепроектирования машины. А свободные специалисты для этого у КБ Ильюшина едва ли найдутся.
Так что сомнительно, что предложение Дели было сделано всерьёз. Скорее, речь идёт о попытке ОАК обратить на себя внимание. Причём не столько индийских партнёров, сколько отечественного руководства.
Алексей Захаров,
авиаэксперт
#экспертВО
Военный Осведомитель https://t.me/milinfolive/140536
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев