Израиль приобретет у "Боинга" 25 многоцелевых истребителей F-15IA. Это первая закупка машин такого типа с 1995 года.
Контракт предусматривает опцию на такое же количество самолётов. Сумма сделки - $5,2 млрд. Оплата пойдет из средств помощи США. Начало поставок планируется на 2031-й г., ежегодно будет поставляться от четырех до шести самолетов.
Кроме того, Израиль модифицирует уже имеющиеся у него борта до версии F-15I+. С учётом поставок необходимого для этого оборудования, «наземки», работ по модернизации, а также закупки новых машин общая сумма контракта оценивается в $18,8 млрд. Истребители получат двигатели F110-GE-129, РЛС APG-82(V)1 с АФАР, навигационные контейнеры AN/AAQ-13 LANTIRN, нашлемные системы целеуказания и другие новые компоненты БРЭО.
Примечательно, что буквально в июне текущего года, Тель-Авив договорился о закупке 25 «невидимок» F-35, что позволит ВВС Израиля сформировать 3-ю эскадрилью машин этого типа. И вдруг – возврат к закупкам 4-го поколения.
Если сравнивать F-35 с F-15EX, то по составу и возможностям бортовой электроники они примерно эквивалентны. На стороне F-35 – пресловутая малозаметность. На стороне F-15IA/I+ - заметное превосходство по нагрузке/дальности.
F-35A без ПТБ и дозаправки в воздухе может пролететь ~2200 км. Это соответствует боевому радиусу порядка тысячи км. При этом он может нести во внутренних отсеках четыре ракеты «воздух-воздух» AIM-120 или оружие «воздух-поверхность» массой 4х160 кг. Полная масса боевой нагрузки составляет 8160 кг. Но это при использовании внешней подвески, что гарантированно лишит машину её главного преимущества – малозаметности.
F-15IA способен поднять 13,3 тонны боевой нагрузки. С топливными баками плюс с тремя ПТБ его дальность превышает 4400 км. Это означает, что F-15 с вооружением, аналогичным «полностью загруженному» (при внутреннем размещении) F-35I, улетит вдвое дальше. Такой радиус действия позволит (даже без применения планирующих бомб и ракет «воздух-поверхность») не только накрыть значительную часть территории Ирана, но и дотянуться до Йемена.
Как важный фактор отмечается, что F-15IA сможет нести до 12-ти УРВВ AIM-9 или AIM-120. Это весьма актуально, поскольку атаки Израиля с использованием ракет и БПЛА вряд ли прекратятся в обозримом будущем. И в качестве истребителя ПВО F-15IA заведомо превосходит F-35I.
Понятно, что дальность любого самолёта – в данном случае речь идёт об F-35 – можно поднять за счёт дозаправки в воздухе. Собственно, это было продемонстрировано совсем недавно – в сентябре, когда ВВС Израиля нанесли удар по позициям хуситов в Йемене. «Летающие танкеры» у Израиля есть. Это Boeing 707-320, которые были переоборудованы в самолёты-заправщики компанией. Однако все эти машины имеют солидный возраст, а решение о том, что их заменит, пока не принято.
Использование F-15IA позволит ВВС Израиля сберечь ресурс самолётов-заправщиков. В дальних рейдах, когда F-35 пришлось бы заправлять дважды (по дороге туда и обратно), «пятнадцатому» достаточно одной заправки. А то и вовсе удастся обойтись без нее.
Показательно, что в США тоже наблюдается «рост симпатий» к F-15EX. В мае Конгресс подтвердил желание финансировать поставку большего количества этих машин, чем хотели военные. Кроме того, законодатели озабочены сохранением производства F-15 на долгий срок – пусть и при невысоких темпах. Это позволит не только при необходимости нарастить темп, но и обеспечит поддержание лётной годности строевых самолётов. Негативный пример у США есть – закрытие сборочной линии F-22 привело к падению уровня их боеготовности.
Сейчас все важные решения в части вооружённых сил в США принимаются «с оглядкой» на возможный конфликт с Китаем. Для гипотетической «войны за Тайвань» важнейшим – если не критическим – фактором является дальность действия авиации. И забота американцев о поддержании в боеспособном состоянии F-15EX снова наводит на «крамольную» мысль: а не является ли во многих случаях дальность более важной характеристикой самолёта, чем малозаметность?
Алексей Захаров,
авиаэксперт
#экспертВО #израиль #авиация
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1