Ещё в конце 70-х годов, когда только формировались требования, было определено, что перспективный боевой вертолет должен иметь оборудование, позволяющее использовать его в темное время суток и в ограниченно сложных метеоусловиях. Работы по решению данной проблемы развернулись в двух направлениях - тепловизоры и низкоуровневое телевидение (НУТВ).
С учетом тогдашнего уровня развития оптико-электронной промышленности СССР, изначально ставка была сделана на НУТВ, которое в отличии от тепловизоров, выдававших лишь тепловую сигнатуру цели без четких очертаний, должно было обеспечить вывод на экран изображение близкое по качеству дневному каналу "Шквала", что облегчало идентификацию целей. Выбор НУТВ также сокращал и сроки разработки, ибо в то время для штурмовика Су-25Т уже разрабатывалась низкоуровневая телевизионная прицельная система (НТПС) "Меркурий", которую, как и в случае с прицельным комплексом "Шквал", камовцы решили использовать на своем новом вертолете В-80 (Ка-50 с 1990 года).
Конструктивно НТПС представляла из себя два нестабилизированных объектива с ТВ-камерами, разработанными на основе ЭОП первого поколения и состыкованного с ними суперкремникона. Изображение с НТПС выводилось на общий со "Шквалом" телевизионный индикатор, обеспечивая пилотирование и применение неуправляемого вооружения в ночных условиях. Масса и габариты НТПС были очень большими, поэтому на штурмовике её удалось разместить лишь в подвесном контейнере, а для В-80 вообще пришлось делать урезанный вариант с одним объективом широкого поля зрения, разместив его в носовой части фюзеляжа.
Штатный комплект оборудования НТПС был размещен на втором летном экземпляре В-80 (бортовой номер 011), а в 1985 году начались испытания, которые продемонстрировали, что "Меркурий" обладает слабой чувствительностью, низкой разрешающей способностью и подвержен помехам. Всё это в конечном счете привело к закрытию темы и переориентации на тепловизионную тематику.
В 1986 году НПО "Геофизика" завершила создание экспериментального образца первой отечественной вертолетной тепловизионной системы переднего обзора (ТпСПО-В). На основе ТпСПО-В для В-80 был создан вариант пилотажно-прицельной системы под названием "Столб", представлявшей из себя турельную оптико-электронную систему с тепловизором и лазерным дальномером. Для размещения "Столба" пришлось переделывать носовую часть вертолета, удлинив и изменив её форму, за которую он и получил столь хищный внешний вид, но поскольку разработка тепловизора не поспевала за вертолетом, то серийные машины пошли без него, а пустое место закрывалось съемной панелью, что позволяло в любой момент оснастить строевые машины прицельной системой без каких-либо доработок.
В 1990 году на пятом летном экземпляре В-80 (бортовой номер 015) был установлен макет пилотажно-прицельной системы "Столб", с которой он даже засветился в фильме "Черная акула". К сожалению, до распада страны тепловизор так и не успели довести до ума, а в дальнейшем и вовсе отказались от него.
На фото ниже - второй летный экземпляр В-80, на верхней части носа которого виден кожух НТПС "Меркурий", а справа - пятый летный с макетом "Столба" над дневным каналом прицельного комплекса "Шквал-В".
#Коротко_об_интересном_интересные_факты.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 2