Для СПРАВКИ: Осифов монастырь в честь успения пресвятой Богородицы (-ИОСИФОВ ВОЛОКОЛАМСКИЙ (ВОЛОЦКИЙ) В ЧЕСТЬ УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МОНАСТЫРЬ находится в Московской обл.), относился к Коломенской вотчине, в свою очередь, вотчина в Коломенском уезде была отписана государю. (Во́тчина — наследственное земельное владение, объединяла собственность на землю, постройки и инвентарь и права на холопов) Т.е. хоть и жаловал царь Фёдор Иванович Вейну и 5 поместных деревень (в том числе Побуж) монастырю, но по сути это было владение государя. Знал ли козельский боярин Богданов Федор Захарович об этом или нет, так или иначе, но все споры относительно земель Чернышино, Побуж, Вейно (-ранее земли И.П.Шуйского) решались в пользу монастыря.
1595/96 г. землю между монастырем и соседними владельцами размежевали, но споры продолжались. В 1598-1599 гг. игум. Геласий с братией жаловался, что границы монастырских владений нарушаются соседними вотчинниками - детьми боярскими Киреевскими и Федором Захарьевым и вновь просили провести размежевание.
Тексты этих документов в полном объеме будут размещены ниже в этой заметке и в нескольких заметках в последующем . Читаются они трудно, но возможно кому-то из моих земляков будет интересно самому прочитать их и заглянуть в глубь истории нашей малой родины.
К слову, на что можно обратить внимание:
- деревню Побуж, после передачи её монастырю, в документах стали называть монастырской деревней -монастырской не по тому, что находилась при монастыре и рядом с ним, а потому, что она стала вотчиной одного из подмосковных монастырей. В алфавитном указателе населенных пунктов того времени указано: Побужье (Побужай) -деревня на р. Песоченке в Городск. ст. Козельского у..
-Чернышено, по состоянию на упомянутые годы, ещё было деревней, а не селом. В алфавитном указателе населенных пунктов того времени указано: Чернышина- деревня в Городск. ст. Козельского у..
-Вейно в алфавитном указателе населенных пунктов того времени указано: Веина (Вейна)- дворцовое с. в Городск. ст. Козельского у.. (-Дворцовое селение — селение(село, деревня), хозяйственное функционирование которым с XVI находилось в ведении Приказа Большого дворца. Населялись дворцовым крестьянами, которые платили подати в княжескую, а затем царскую казну и формально имеющими личную свободу. Постепенно дворцовые волости передавались(раздавались) в частное владение помещикам и вотчинникам, часто в награду за верную службу государю).
- В алфавитном указателе населенных пунктов того времени указано- Бабий (тож Логвиново) -починок в Городск. ст. Козельского у..
деревня Слобода (ранее сельцо Слободка) в указанное время ещё не упоминается, а рядом с Чернышено, практически всегда, упоминается починок Бабий (починок -это выселок, небольшой новый посёлок, выделившийся из большого селения)-…может это в дальнейшем и есть Слободка?-это моё предположение))).
-оброк с лесных владений брали мёдом и куницей, значит в то время это был самый доходный и доступный промысел.
-и последнее -«Князь Шуйский Иван Петрович, владевший землями в Козельском уезде утратил к 1595/1596 г. в Городском стане Козельского уезда поместные деревню Чернышино и починок Бабин (156 четвертей доброй земли), поместное село Вейно с 5 деревнями». Почему утратил?...имел и вдруг утратил ??? (Краткая справка-Иван Петрович Шуйский , видный военный и государственный деятель, внук Ивана Васильевича. Был участником многих походов, воеводой в Кашире и Серпухове. С 1577 г. боярин. Лично руководил героической обороной Пскова в 1581 г., после снятия осады еще два года воеводствовал в Пскове, затем переехал в Москву и был введен Иваном Грозным в состав думы, образованной для ведения дел при слабоумном наследнике — Федоре Ивановиче. Иван Петрович вел непримиримую борьбу с фактическим правителем страны в годы царствования Федора Ивановича — Борисом Годуновым. В союзе с митрополитом Дионисием Шуйский попытался в 1586 г. добиться развода царя Федора с Ириной Годуновой, но Борис сумел удержаться у власти: Дионисий был сведен с митрополичьего престола, а Шуйский обвинен в измене и сослан. В Белоозере принявший схиму Шуйский неожиданно умер — угорел в своей келье. Есть основания полагать, что смерть его не была случайной.)-…так и утратил.
(1595—1596 гг.) —Материалы к разъезду земель с. Вейны в Городск, ст. Козельск, у.
(л. 1) А что Осифова монастыря вотчины и на кого бьют челом, и в столпу о всяких делех 102 году написана:
Бил челом государю царю и великому князю Федору Ивановичу всеа Руси Федор Захарьев сын Богданов. Государева, де, жаловонья за ним поместья в Козельском уезде в Городцком стану деревня Чернышына, да починок Бабин. А к той, де, его деревне и к починку написано лесу пашенново—15 десятин, да хоромного и дровяного около поль в длину на две версты, а поперег тож. Да тое же деревни и починка крестьяном его велено ходить старой своей ухожей и по своим старым знаменам судоб с вотчиною Осифова монастыря деревнею Побужьем. И тое деревни Побужья крестьяне его крестьян на том его лесу бьют и на явку лес отдают, и ему, де, с ними вперед безмежна прожита: не мочна. И государь его пожаловол, велел тот его лес пашенной и поверстной и оброчной к его деревни и к починку отмежевать опроче.
А что за ним поместья и в козельских книгах писма и меры Елизарья Ржевскаго с товарыщи лета 7104-го в Городцком стану в поместье написано*:
За Федором за Захарьиным сынам Богданова деревня Чернышина, что осталось за мерою у баярина у князя Ивана Петровича Шуйскаго пашни паханые добрыя земли 122 чети в поли, а в дву по тому ж; сена на трех полянках на свининых 75 копен; лесу пошеннова 5 десетин. Починок Бабин, Логвиново тож; пашни паханыя 34 чети в поле, а в дву по тому ж; сена на свининых палянках 30 копен; лесу пашенного 10 десетин; да к той же деревне и к починку около пол лесу большого мнаго и дровяного в длину на 2 версты, а поперег тож.
Да тое ж деревни Чернышиной да починку Бабину бортником ходити старыя своих хожей по своим старым знаменам и оброк им плотити попрежнему, как платили преж того, живучи за князем Иваном Петровичем Шуйским.
И всего за ним деревня да починок, а в них пашни паханыя добрыя земли 156 чети в поле, а в дву по тому ж; сена 105 копен.
А бортной ухожей Федоровым крестьяном Богданова деревни Чернышиной бортником ходити чернышинской ухожей по старине, по своим знаменом судерев, со княжа Ивановыми крестьяны Петровича Шуйского.
А оброк им платити со княж Ивановыми крестьяны Петровича Шуйскаго с селом с Веиною з деревнями по старине, как преж того платили чернышинския бортники.
А на кого бил челом, и в тех же книгах написано в том же стану в поместья: за баярином за князем Иваном Петровичем Шуйскаго село Вейио на речке на Вейне, того же села деревни и починки: деревня Гостькова на речке на Выре, деревня Озерна стало ново на речке на Озерне, лесу пашеннова 5 десетин, деревня Железница на речке на Выре и на Железнице, лесу пашеннова 3 десетины, да лесу ж большого в длину на три версты, а поперег на 2 версты; деревня Грын на речке на Выре, деревня Побужья на речке на Песочне. И всего — село да 5 деревень , лесу 12 большого в 13 длину на 3 версты, а поперег 14 на 2 версты, да лесу ж пашеннова 8 десетин.
(л. 3) А в девяноста осмом году пожаловол государь царь и великий князь Федор Иванович всеа Русии тем княже Ивановым поместьем Шуйского селом Веиным з деревнями Осифова монастыря игумена з братьею.
А в козельских в оброчных книгах, что платят на Большой Дворец, писма Елизарья Ржевского с товарыщи 94-го году написано:
Боярин князь Иван Петрович Шуйской, поместья за ним село Вейна да 5 деревень. Да Федор Захарьев сын Богданов, поместья за ним того ж села деревня Чернышино да починок Бабин.
Да к тому ж селу и к деревням лес бортной Веинской, да Песоченской ухожей, да Вырской. А в тех бортных ухожеях и знамена бортныя и рубеж по старым книгам писан подлинно.
А оброку с тех ухожеев давати государю царю и великому князю Федору Ивановичи всеа Русии 16 пуд меду да 5 куниц; княж Ивановым крестьяном довати пол 14 пуда меду, да 4 куницы, а Федору со крестьяны оброку довати с своего поместья пол 3-я пуда меду, да куницу, да пошлин с пуда по 5 денег, а куниц — по деньге. А ходити им в тех ухожеех по своим знаменам по старому, как ис который деревни преж сего хаживоли.
А в козельских, в бортных книгах писма Офонасья Юрьевича Сабурова с товарыщи лета 7064-го в Городцком стану написано за князем Михайлом за княже Ивановым сынам Волконского селом Вейном з деревнями лес бортной Венской (л. 4) да Песоченской, да Вырской. И по памяти поместных дьяков Путала Нечаева, да Василья Степанова тот лес дан на старой оброк князю Михаилу княж Иванову сыну Волконскому.
А рубеж княж Михайлову лесу бортному Вырскому: От каменаго броду от Одоевского рубежа да к 4-мя курганом, да на верх речки Ямной, да на верх речки Железницы, да на верх речки Выры: правоя сторона — лес Козельской княже Михайлов ухожей, а левоя сторона — лес Мезецкой. Да с верх Выры на верх середния Вары, да к речке к Вейне, да Вейною на низ, да речки да Осочны, да Осочною верх да Пыпуха, да на верх речки Троены, да Тросною на низ да речки да Выры; да Вырою на низ до усть Дебрицы; да Дебрицею вверх и до вер ху; да на враг на посохлой; да к речке к Вязовне4; да речкою Вязовною да на верх речки Хочюни; да Хочюною на низ до реки до Выры; да Вырою на низ да каменого броду: правоя сторона — лес Козельской князя Михайлов, а левоя сторона — лес Одоевской. Да княж Михайлову ж лесу бортному круг рекою Вейною на низ да реки да Осочны; да рекою Осочною вверх да Пыпуха, да на верх речки Троены, да Тросною на низ до реки до Выры, да Вырою на низ да усть Дебрицы, да Дебрицею вверх и до верху; да Клюковскую дорогу через речку Орлу; да поперег речки Любежи, да к верх Усту, да и от верх Уста вверх речки Чернышины; да с верх Чернышиной к верх речки Олешины, да к верх Песочны гредою; да от верх Песочны с верх огйби речки к верх речки Захарьины Вейны (л. 5) грядою к ельнику; ельник—налеве, а бор — направе.
Да сквозе ельник на подол к дубу и на дорогу б, да от дуба прямо на подол в речку в Венну: левоя сторона Чернышинскоя да Побужскоя князя Михаила Волконского, а правоя сторона Евлановской ухожей.
И марта в 21 день послана государеве царева и великого князя Федора Ивановича всеа Русии грамота в Козелеск к губному старосте Григорью Яковлеву да Федорова лесу Богданова Иосифова монастыря вотчиною селу Вейну з деревнями с козельских с писцовых да с оброчных книг Елизарья Ржевского с товарыщи да и бортных книг писма Офонасья Юрьевича Сабурова с товарыщи выпись за дьячьею приписью.
А велено ему по той государеве грамоте и по выписи ис книг в Козельском уезде в Городцком стану то Федорово поместья Богданово, пашню и покосы и лес пашенной и поверстной и оброчной и всякий угодья от Осифова монастыря вотчины от села Вейны з деревнями от пашни ж и от покосов и от лесов и ото всяких угодей по выписи с книг, что за кем в выписи книг пашни и сена и лесу и всяких угодей написано, и сыскав сторожильцы, размежевать опроче. А в чем будет меж их спор, и ему про те спорныя места велено сыскать с обе стороны с сторожильцы накрепко, и на чертеж начертить, и разьезд меж их в спорных местех учинить безволокитно, а межевыя книги и спорных мест чертеж велено ему к Москве прислати. И Григорей Яковлев межеванья своего книг к Москве не присылывол.
Да на ково Осифова ж монастыря бьют челом и в даче 100-го году написано:
...(л. 14) В деревне в Лиховище вопче с Вовилою з Желябовским на его жеребей пашни добры я земли 16 чети в поле, а в дву по тому ж; сена 20 копен; да сена 5 по дуброве Яменской 200 копен. И всего за Петром деревня да жеребей в деревни, пашни и перелогу 96 чети с осминою в поли, а в дву по тому ж; сена 20 копен; лесу большова вдоль на две версты, а поперег на версту. А того в книгах не написана, под которою тот лес деревнею. А написан тот лес под перечнем под сашным писмом. И по писцовым книгам Афонасья Собурова в селе в Долбине пашни 300 чети, а в деревне в Ямне 144 чети, а лесу к селу к Долбину и к деревне к Ямне не написано.
А по мерщиковым книгам письма Григорья Заболотцкого с товарыщи в селе в Долбине пашни 355 чети. И прибыло перед писцовыми книгами 55 чети. А лесу к селу к Долбину в длину на полтары версты, а поперег на версту. А в деревне в Ямне пашни тож, что и в писцовых книгах. А лесу к деревни к Ямне пашенного 16 десетин, а непашенного 9 8 десятин.
А по писцовым книгам Елизарья Ржевскаго с товарыщи в селе в Долбине пашни 315 чети, а в деревне в Слободке, что на Долбинской же земле,— 30 чети. Обоего 345 чети. А в деревни в Ямне пашни 65 чети. И убыло перед мерщиковыми книгами в селе в Долбине пашни 10 чети, а в деревне в Ямне 78 чети. И в то число по писцовым книгам Елизарья Ржевского написано:
(л./10 11) За Петром за Желябовским, деревня Черемошня вынесена из деревни из Ямны. А в ней пашни 80 чети с осминою.
И всего по писцовым книгам Елизарья Ржевского в деревне в Ямне, да в деревне в Черемышне, что вынесена из деревни из Ямны, пашни 146 чети с осминою. И прибыло в той деревне перед старыми писцовыми книгами перед мерщковыми книгами по новому письму 2 чети с осминою.
А поверстнаго лесу к селу к Долбину и к деревне к Ямне не написано.
А за Петром за Желябовским, к деревни к Черемошне и, что вынесена из деревни из Ямны, да к жеребью деревни Лиховищи написано лесу вдоль на 2 версты, а поперег на версту.
А написан тот лес за перечнем и за сошным письмом.
И 100-го году декобря в 29 день дияки Елизарей Вылузгин да Яков
И по государев по заповедной лес, по черту и по ямы и по тем урочищем и по гранем, напрове лес и всякое угодье Федорова поместья Захарьина сына Богданова деревни Чернышиной да починка Бабина, а налеве лес и всякое угодья монастырской деревни Побужии.
А под гранными подо всеми деревьи к оионы ямы. А которым лесом за рекою за Песочнею истари владели к моностырской деревне Побужьи да к Федорову поместью Богданова к деревне к Чернышине, да к починку Бабину по верховому оброку вопче,— и тем лесом ведати по прежнему по верховому оброку вопче ж.
Комментарии 5