В условиях, когда государство и общество стоят перед необходимостью модернизировать страну, когда на смену отрицания и агрессии к прошлому пришло время диалога в интересах будущего, все чаще в спорах и дебатах о будущем детей возвращаются к идее общественного объединения, приводя примеры положительного жизненного обретения ими гражданских качеств.
Именно поэтому проблема детских общественных объединений как значимого социального института общества актуальна и своевременна.
Следует признать, что детская организация уже довольно давно является объектом пристального внимания исследователей и практиков детского движения, многие из которых видят ее в качестве фактора социализации личности ребенка.
Таким образом, общественное движение на современном этапе можно характеризовать как демонополизированное, вариативное по направленности деятельности (профессиональная направленность, творческая, реализация интересов, спортивная, экологическая, военно-патриотическая, гражданско-патриотическая, благотворительная и т.д.), разно¬образное по формам и механизмам ре¬ализуемых программ и проектов.
Сегодня в России действует более 427 тысяч молодежных и детских общест¬венных объединений различной терри¬ториальной сферы деятельности: меж¬дународные, общероссийские, межре¬гиональные, региональные, местные.
Деятельность боль¬шинства организаций направлена на решение конкретных проблем общест¬ва, детей и молодежи. Многие из них реализуют программы по созданию со-циальных молодежных служб, бирж труда, развитию детского и молодеж¬ного предпринимательства, спорта, выявлению и поддержке молодых та¬лантов, национально-культурному воз¬рождению, летнему отдыху, решению жилищных проблем и т.д.
В то же время, проблема организации деятельности детских общественных объединений остается открытой и злободневной. Причина этого в глубоких социально-экономических изменениях, системном кризисе традиционных институтов социализации молодого поколения (в первую очередь семьи, школы). Наиболее актуальным и важным становится сегодня тенденция разрыва в преемственности ценностных ориентиров, зачастую огульного отрицания опыта, накопленного предшествующими поколениями в сфере общественной практики.
В сложившихся условиях наступило время осознать, что вклад в детей сегодня - это вклад в сегодняшнюю безопасность. Укрепление демократии требует хорошо образованного, хорошо информированного, независимого, активного гражданского населения, обладающего чувством солидарности и общей ответственности для достижения общей цели. Этот процесс культурной трансформации, который соединяет общественные и частные сферы жизни, и должен начинаться с раннего возраста.
Социально значимая деятельность детей и молодежи способствует социально-экономическому и культурному росту здорового, гуманного, справедливого обществе, уважающего достоинство людей. Через социально значимую деятельность укрепляются человеческие ценности, реализуется социальной потенциал каждого человека, а создание общественных организаций, поддерживающих социальные инициативы, способствует реализации прав каждого человека. Именно общественные организации являются механизмом реализации Декларации ООН: «Мы, народы, имеем силу изменить мир».
Организация Объединенных Наций объявила на период первого двадцатилетия нового века Всемирное движение в интересах детей - новый этап осуществления Конвенции о правах ребёнка. Стратегия этого движения предполагает активное участие самих детей в жизни обществ, характеризуется процессом становления новой педагогической концепции, в центре которой находится личность ребенка и молодого человека, которая обеспечивает самопознание, самоопределение и самореализацию растущей и развивающейся личности. Создание условий для реализации основных идей Конвенции о правах ребенка рассматривается как приобщение к общечеловеческим, гражданским ценностям через включение детей и подростков в реальные общественно-значимые отношения.
Хотелось бы подчеркнуть, что в качестве основного критерия успешности воспитания в общественном объединении можно рассматривать уровень социальной активности подростков, что выражается в готовности осуществлять и защищать свои права и интересы, не посягая на права и интересы других; готовности к созидательному социальному взаимодействию; способности к социальным инициативам; самостоятельности и устойчивости собственных суждений; степени проявления культуры межличностных отношений и общения.
Детский клуб «АрхiДея» ставит перед собой цель – воспитать творческую, самодостаточную личность, которая сможет применять свои познавательные возможности в современном мире, сможет найти свое место в нем, самостоятельно принимать решения, выражать свое мнение, творчески мыслить.
Детская организация культивирует и развивает детскую инициативу, активность, личностное самовыражение ребенка в привлекательной социально значимой деятельности; детскую солидарность, помощь и поддержка детьми друг друга, доверие и сотрудничество взрослых и детей в совместной деятельности; романтика, беззаветность в служении избранной идее.
Надо отметить, что в нашей детской организации идет не только обновление процесса развития, но и происходит актуализация общечеловеческих нравственных ценностей: совести, добра, справедливости, милосердия, духовности, патриотизма. Имен¬но в детской общественной организации получает человек свои первые социально значимые роли, берёт ответственность не только за самого себя, но и за уcпex всего дела, которое зачастую важно не только группе детей, но и для целого жило¬го района, города, области, и даже страны.
Используя в детской организации «АрхiДея» коллектив - и как цель, и как средство воспитания, решается множество задач и среди них задачу формирования личности школьника так, чтобы по выходу из школы он умел жить работать в коллективе, гармонично сочетать свои собственные, групповые и коллективные интересы, имел опыт самоуправления и демократических форм поведения, опыт милосердия, гуманизма, потребность в апробации различных социальных ролей и позиций, а главное, ролей лидера, руководителя, цивилизованного гражданина, обладающего навыками защиты своих прав и интересов.
Огромное значение имеют предлагаемые виды и формы творческой деятельности по выбору детей, а также использование мотивации успеха и достижений, тренинговых занятий, ситуации размышления и восприятия информации в форме лекций, сообщений, бесед, экскурсий, конференций, встреч-диалогов, творческих встреч, культпоходов; ситуации формирования суждения, отношения, способности к общению (дискуссии, свободный диалог, ролевые игры, круглые столы, коллективное планирование, коллективное сочинительство); ситуации, требующей ответственности, способности к принятию решений (деловые игры, работа в микрогруппах, турниры, практикумы, индивидуальные и групповые исследования); ситуации успеха, признания достижений (конкурсы, выставки, игры, смотры, фестивали).
Название клуба образовано из двух слов: «архи» - важное, главное и «идея»- основная цель,смысл.
Уверены в том, что «Патриотизм, гражданственность, служение Отечеству, Забота об улучшении своей и окружающей жизни, Самодеятельность и Творчество, Стремление нести радость людям и самосовершенствоваться, Коллективизм и Товарищество, Гуманизм и уважение к личности в сочетании с высокой товарищеской требовательностью к Человеку, умная игра и активность, неуспокоенность» .- вот что как нам кажется, лежит сегодня в основе детской организации как образа жизни, активной жизненной позиции человека, системы качеств юных граждан России, фактора социального становления личности ребенка.
Практика участников нашего клуба дает тот опыт социального взаимодействия, который позволит учащимся успешно адаптироваться и самореализовываться в условиях постоянно меняющегося социального пространства.
Детский клуб на современном этапе выступает фактором социального становления личности ребенка и многогранном проявлении общественной и гражданской позиции жизни общества.
Задача клуба - воспитание социально активной личности ребёнка является важной для любого общества, но особенно актуальна она в современном мире, требующем от человека самостоятельности в принятии решений и личной ответственности за всё, что происходит вокруг.
Особое место в клубе «АрхиДея» занимает, работа которая строится прежде всего с учётом интереса детей и предполагает развитие их инициативы и общественной активности, рождается культура межличностных отношений и совместной деятельности, осуществляемой в групповых и коллективных формах; гармонизация индивидуальных, групповых и коллективных интересов; активная жизненная позиция: самопознание, самоопределение, самоуправление, самосовершенствование, самореализация, творческое саморазвитие. Обладая активной жизненной позицией, личность станет полноценной составляющей общества.
Члены клуба «АрхиДея» получают опыт самоуправления и демократических форм поведения, заботы и милосердия по отношению к другим людям, апробации различных социальных ролей.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев