Отгуляв веселые святки, наши предки начинали с нетерпением ожидать последний зимний праздник – удалую и бесшабашную масленицу. На Руси её любили, почитали и гуляли безоглядно, как бы впрок. Ведь потом наступал строгий и долгий, до самой Пасхи пост. Масленица появилась еще в дохристианские времена и её празднование обросло многочисленными языческими и христианскими обрядами и обычаями. Величали масленицу широкой, честной, раздольной. Ей посвящали добрые и ласковые слова: "Душа моя масленица, сахарные твои уста, сладкая твоя речь, красная коса, тридцати братьев сестра, сорока бабушек внучка, трех матерей дочка".
И немудрено, что так её ждали и любили. В эту неделю можно было многое – пиршества, маскарады, катания с гор, гуляния, кулачные бои, объедание разносолами, хождение в гости.
Начиналась масленица в понедельник, а канун её – вселенская суббота или большая родительская посвящалась памяти умерших.
Длилась масленица целую неделю, и каждый её день имел своё название. Понедельник – встреча. Рано утром ребят отправляли вздымать снежные горки, поливать их водой и раскатывать. Их сменяли на улице взрослые. Сначала они с песнями и плясками провозили по деревне чудо-дерево, украшенное бубенцами и разноцветными лоскутами. Затем принимались возить Масленицу – весельчака, переодетого женщиной. Сани и повозку убирали вениками, где только можно подвешивали маленькие колокольчики и погремушки, ставили штоф с водкой, бочонок с пивом, короб со съестными припасами.
Вторник называли "заигрыши". Начинались игрища. Наряженные скоморохи веселили и потешали толпу. За потеху угощали брагой, пивом и конечно, блинами. Блины – это первое и обязательное блюдо на масленицу. Было их разное множество, но все они круглые, золотистые, с жарким румянцем символизировали солнце. На масленичную неделю нельзя было есть мясо, но это блюдо с лихвой заменяли блины с маслом, сметаной, сыром, грибами, икрой.
Среда, - "лакомка". Каждая хозяйка старалась удивить своих близких каким-нибудь особенно вкусным угощением – пироги, ватрушки, сахарные пряники, медовые калачи, сдобные оладьи. А на улицах свои забавы: качели, катание с ледяных горок, ряженые, вожаки с медведями, кукольники с Петрушкой, кулачные бои.
Четверг – "разгуляй четверток". Это вершина праздника. И главная его особенность – взятие снежного городка. На реках, прудах или в поле сооружали из снега городок с башнями, воротами и прорубью. Они олицетворяли собой зиму. Участвующие в игре вооружались палками и метлами и делились на две группы. Одна защищала городок, другая на него нападала. Городок обязательно брали и разрушали, что и означало победу весны над зимой. Воеводу разрушенной крепости купали в проруби, а потом щедро угощали вином. А еще на широкий четверг составляли "потешный поезд". На нескольких санях усаживали ряженых, медведя и Масленицу и возили по улицам с песнями. Все это сопровождалось звуками колокольчиков и бубенцов.
Пятница слыла под именем "тещиных вечеров". Зятья навещали своих тещ, одаривали их кто чем мог. Вечера проходили в тихой сердечной беседе, все старались угодить друг другу. Старые обиды не вспоминались, да и вообще делали вид, что их и не было.
В субботу – "золовкины посиделки". В этот день было принято навещать родственников. Особенно бойкие успевали побывать в нескольких домах. Заранее о гостях не сговаривались. И каждая хозяйка готовила на всякий случай обильный стол: варили уху, делали пышную яичницу, рыбные и грибные пироги, солянку, пекли блины и оладьи. И если случалось, что родственники так и не добирались, не беда. Обязательно кто-либо да заглянет, то-ли сосед, то-ли кум, а то и тот и другой. Гостили допоздна.
А завтра – "прощенное воскресенье". Прощались с масленицей, провожали зиму, просили прощение друг у друга. Встречаясь на улице, даже незнакомые люди приветствовали друг друга: "Прости меня, пожалуй!" – говорил один. "Бог простит", - отвечал другой.
Вечером на окраине деревни проводился обряд сожжения масленицы – сжигали соломенное чучело. В иных местах существовал обычай сжигать ледяную гору. По всей деревне собирали хворост, щепки, накопившийся за зиму хлам. Все это складывали на ледяной горе и разводили костер. Огонь топил лед, как весеннее солнце растопит зимний холод.
Воскресенье завершало собой бесшабашное, шумное веселье. В народе говорили: "Ешь до икоты, пей до хрипоты, пой до надсаду, пляши до упаду". Были и другие поговорки: "Хоть что заложить, а масленицу проводить", "Масленица объедуха, деньгам прибируха", "Масленица широка, затопила великий пост". Не без иронии говаривали: "Пили на масленицу, а с похмелья ломало на радоницу".
В последний день масленицы позволяли себе еще одну потеху. У православных время от 7 января, рождества, вплоть до масленицы считалось свадебным. В 15 в. месяцы январь и февраль прямо называли свадьбами. Ну а те, кто не успел пойти под венец в мясоед, подвергались насмешкам и издевательствам. В прощенное воскресенье хозяйки больших семей к ногам девушек и парней привязывали колодку. Так они должны были пройти по деревне или щедро откупиться.
Покуролесив и пошумев, православные вступали в самый строгий, великий, семинедельный пост. И то, что поощрялось в эту сумашедшую неделю, уже было большим грехом в пост. Вот уж действительно, не все коту масленица. Пиршество заканчивалось, тут уж не попоёшь, не повеселишься. А пышные скоромные блины, остатки греховного праздника уже с воскресенья на понедельник считались хлебом поганым, богатые их даже выбрасывали. В прощенное воскресенье готовили себя к уравновешенной тихой жизни. В первую субботу поста хозяйки пекли совсем другие блины, пресные, безвкусные – тужили по масленице.
Масленица заканчивалась, чтобы ровно через год опять вернуться – взбалмошная, необузданная, неугомонная, одним словом – широкая.
Нет комментариев