К 325-летию введения в России нового календаря и нового летоисчисления.
В давние времена на Руси дата наступления Нового года была непостоянной. Крестьяне начинали работы в поле с 1 марта, который считали первым днём года. Иногда Новый год приходился на день весеннего равноденствия 22 марта. Для славян-язычников первым днём года был так называемый «зимний солнцеворот» 22 декабря. Но часто праздник устраивали весной, когда земля просыпалась после долгой зимы.
Накануне привычного нам январского Нового года на Руси отмечали Васильев день. К этому празднику было принято готовить разнообразные блюда из мяса. Тогда Святой Василий Кесарийский обязательно помогал увеличить поголовье домашних животных в каждом хозяйстве, что обеспечивало простым людям безбедную жизнь. В этот день также совершали обряд «посевания», чтобы получить богатый урожай. Рано утром дети обходили дома соседей и рассыпали яровую пшеницу, затем обратно всё собирали и хранили до весеннего сева. За это детвора получала сладкие подарки, которые складывали в самодельные разноцветные рукава.
После крещения Руси у наших предков был византийский календарь, и начало Нового года приходилось на 1 сентября. Когда основные сельскохозяйственные работы были завершены, урожай собран, то можно было начинать новую жизнь и готовиться к следующему сезону. В те давние времена православные люди верили, что в первый сентябрьский день Бог сотворил мир. На протяжении нескольких столетий Новый год отмечали два раза: официально – осенью и по традиции – весной. В конце XV в. царь Иван III повелел установить единую дату празднования Нового года, которую перенесли на сентябрь и для русской церкви, и для мирян.
С 1495 г. 1 сентября в Кремле проводились важные церемонии: «О начатии нового лета» и «На летопровождение». Царь и митрополит (затем – патриарх) возглавляли праздничное шествие, проходившее под звон колоколов. В XVII в. эту традицию дополнили. Государь, его свита, бояре стали выходить к народу в нарядных одеяниях и поздравлять всех с праздником. После торжественной церковной службы в домах наступление Нового года отмечали песнями, плясками и угощениями. Но называли его тогда по-иному – «Первый день во году».
Пётр I решил праздновать Новый год по европейским традициям, когда вернулся в Россию после Великого посольства в 1698 г. 20 декабря 1699 г. царь издал новый именной указ №1736 «О праздновании Нового года». В нём он подробно описал, какие перемены ожидают подданных на пороге нового столетия. Отныне летоисчисление велось от Рождества Христова, а не от сотворения мира. 7208 год «от сотворения мира» стал 1700 годом. А первым днём года становилось 1 января. Новый год царский указ предписывал праздновать по образу и подобию европейских держав.
Именно при Петре I Новый год в России становился общественным праздником, а не домашним. Государь мечтал о том, чтобы этот день отмечали яркими фейерверками и громкими выстрелами пушек или ружей. Каждый вечер надо было зажигать смоляные бочки, пускать ракеты, палить из 200 пушек перед Кремлем, а в частных домах из небольших орудий. Ещё надо было жечь костры на улицах, гулять, веселиться всю праздничную неделю.
В ночь с 31 декабря 1699 г. на 1 января 1700 г. новогодний праздник впервые отметили по петровским предписаниям. На Красной площади устроили грандиозный фейерверк, а москвичи стреляли из мушкетов и запускали пороховые ракеты возле своих домов. Бояре и служилые люди переоделись в венгерские кафтаны, их супруги – в нарядные платья по последней европейской моде.
Шумные торжества продолжались до 6 января и закончились крестным ходом. Но Пётр I вновь изменил древние традиции и не шёл вслед за православным духовенством в богатом облачении. Он надел военный мундир и остался на берегу Москвы-реки вместе с солдатами Преображенского и Семёновского полков, наблюдая за этой процессией. С тех пор празднование Нового года в России всегда было в ночь с 31 декабря на 1 января.
По царскому повелению Новый 1700 год праздновали в Москве целую неделю. Все дома были украшены сосновыми, еловыми или можжевеловыми ветками. Домовладельцы украшали около своих домов хвойные деревья. Образцы наряженных елей и сосен выставили в московском Гостином дворе, так как о подобной традиции в России было известно совсем немного. Но после смерти Петра Великого о ёлках очень быстро позабыли. Нарядная лесная красавица стала символом новогоднего праздника лишь в 30-40-е гг. XIX в. в России.
В начале XX в. у новогоднего праздника появился ещё один символ – Дед Мороз. Его прообразом, возможно, был древнеславянский колдун по имени Трескун или Святой Николай Чудотворец. С тех пор Дед Мороз в России – главный новогодний персонаж, олицетворяющий праздник, приносящий ёлку и дарящий детям подарки.
В годы Первой мировой войны новогодний праздник отмечался не так торжественно и пышно, как раньше. Многим были не по душе немецкие традиции. После Октябрьской революции 1917 г. новогодние празднества сначала запрещали, потом опять разрешали. Окончательное возрождение традиции праздновать Новый год произошло в 30-е гг. прошлого века.
Официально 1 января объявили в нашей стране нерабочим выходным днём только в 1947 г. Главный зимний праздник вернулся для всех ярким, радостным, весёлым, чудесным, волшебным. И сегодня 325 лет спустя Новый год в России остался таким же и в XXI в.
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
Как встречали Новый год на Брянщине в 1945 и 1946гг.
После возрождения традиции праздновать Новый год в СССР (это случилось в 1935г.) он стал одним из самых любимых праздников советских граждан. Праздник не переставали отмечать даже в годы Великой Отечественной войны, наоборот – он стал одним из символов того, что жизнь продолжается, и надежд на счастливое будущее. Праздновали Новый год и на фронте, и в тылу: наряжали ёлки самодельными игрушками, готовили угощения и подарки. При этом, выходным этот день стал только в 1948г., а до того являлся таковым только для школьников, потому что выпадал на начало зимних каникул. О первом праздновании Нового года в освобожденном от немецкой оккупации
Пусть этот волшебный праздник принесет в ваши дома тепло, радость и вдохновение. Новый год с каждым разом становится все более ценным и ярким, наполняя душу надеждой и мечтами. Пусть яркие моменты этой новогодней ночи осветят ваши сердца, а искренние улыбки родных и близких создадут атмосферу уюта и гармонии. Каждая минутка, проведенная за новогодним столом, пусть будет наполнена смехом, добрыми рассказами и теплыми поздравлениями. Важно помнить, что этот праздник — время, когда даже самые заветные желания имеют шанс сбыться. Новый год — это не только итог прошедшего, но и старт для новых начинаний, новых свершений. Загадайте
К 50-летию со дня открытия Брянского государственного цирка.
Точную дату, когда в Брянске появился свой цирк, установить сложно. Учитывая, что город был небольшим, уездным, долгое время цирковые представления здесь были ограничены выступлениями заезжих артистов на открытых площадках или в арендованных помещениях. Источники о Брянске дореволюционного периода не упоминают о здании цирка. Можно сделать предположение, что первый городской цирк был создан в городе при советской власти. Доподлинно известно, что к осени 1928г. брянский цирк уже существовал, и более того, после завершения циркового сезона использовался в качестве городского кинотеатра. Здание утепляли, устра
До Нового года меньше недели! А это значит, что подготовка к празднику идет полным ходом. Люди украшают квартиры, сметают полки в магазинах, выискивая подарки, тщательно обдумывают новогоднее меню. Атмосфера теплого и душевного праздника ощущается в нарядно украшенных улицах и площадях, в парках и на катках. Бегут года, сменяются поколения, но традиции самого любимого праздника остаются неизменными.
(12+) Цикл статей «Села Стародубского уезда» посвящён истории населённых пунктов Брянской области по документам Государственного архива и другим источникам.
Нет комментариев