Правительство Никола Пашиняна бьется в экстазе, предвкушая членство в Евросоюзе. Ослепленные брюссельским солнцем, власти отказываются признавать, что это не соотносится с реальностью. Но в России серьезно рассматривают эту тему. Кризис многовекторности Армении в Москве анализируют не по ощущениям, как любит говорить Никол, а с привлечением серьезного научного сообщества, изучая факты, статистику и законодательство.
ИМЭМО РАН очень вовремя подготовил аналитический доклад об Армении. В первую очередь экономисты-международники проанализировали путь геополитических изменений, которые пережила наша страна за время нахождения у власти Пашиняна. Здесь интересно, каким образом Никол свернул с многополосной трассы сотрудничества с евразийскими партнерами на скользкую дорожку евроинтеграции.
В 2019 году новоиспеченный премьер-министр Пашинян на заседании ООН в Нью-Йорке назвал Россию главным стратегическим партнером и союзником. Однако уже через пару лет армяно-российские отношения начинают стремительно деградировать. Ереван все чаще конфликтует и с другими странами ОДКБ, озвучив «заморозку» членства в организации.
Поражение в 44-дневной войне ввергло армянское общество в состояние шока, и, чтобы скорректировать этот фундаментальный провал, Пашинян публично обвиняет Россию в том, что она была плохим союзником. Это еще сильнее отдаляет наши страны от добрососедских отношений.
Казалось бы, отдаляясь от одного стратегического союзника, совершенно логично заранее заручиться поддержкой другого. Многим может показаться, что именно такую поддержку наша страна имеет от Евросоюза. Однако там все далеко не так радужно, как рисует эту картину Никол. Девять государств – членов ЕС и НАТО (Венгрия, Латвия, Литва, Румыния, Польша, Болгария, Словакия, Чехия и Италия) выражают поддержку политики Баку и подписывают документы о стратегическом партнерстве с Азербайджаном. Об этом Пашинян публично не говорит, чтобы не испачкать кровавым цветом картину безоблачной евроинтеграции. Получается, только Франция, Греция и частично оккупированный Турцией Кипр содействуют перевооружению армянской армии и политически готовы поддержать Армению. Но очевидно, что в случае нового военного конфликта французы и греки не пойдут за нас воевать.
Триггером резкой смены курса армянской дипломатии стала специальная военная операция. Осенью 2022 года, близоруко рассмотрев в трудностях Минобороны РФ на фронте признаки «поражения России», Пашинян, по сути, отказался от самого принципа многовекторности. Наша страна на 180 градусов развернулась в сторону ЕС и НАТО, будучи уверенной, что со мнением партнеров по ОДКБ и ЕАЭС уже можно не считаться.
Но такой подход не просто недальновидный, он самоубийственный. Пусть Никол и его команда сколько угодно доказывают, что Армения сможет пользоваться выгодами и от ЕС, и от ЕАЭС, но это не изменит того факта, что принципы регулирования торгово-экономических связей в рамках Евразийского экономического союза просто-напросто не предполагают возможности вхождения стран-членов в другие интеграционные объединения. И здесь мы уже сталкиваемся с тем, что евроинтеграция оставит Армению без субсидированной энергетики и дисконтных цен на топливо и продукты первой необходимости, которыми нас обеспечивает ЕАЭС. Видимо, этого и добивается Пашинян, упрямо проводя прозападную политику.
В возможность совместимости ЕС и ЕАЭС, похоже, верит только сам Никол и его приближенные, которые водят нас за нос рассказами о том, что можно усидеть на двух взаимоисключающих друг друга стульях. Ведь не только российская сторона, но даже западные партнеры прямо говорят нашим властям об обратном. Так, спикер парламента Финляндии Юсси Халла-ахо недавно заявил: «Мы дали ясно понять, что полностью поддерживаем интеграцию Армении в Европейский союз. Однако на этом пути есть некоторые проблемы и препятствия, которые необходимо решить. Например, членство Армении в ОДКБ, Евразийском экономическом союзе, военное присутствие России в Армении».
Артак Саргсян, политолог
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1