Знаменитый Domus Aurea ("Золотой дом") императора Нерона начали строить после Великого пожара 64 года нашей эры, расчистившего в центре Рима обширные пространства. Дворцовый комплекс отличался чрезвычайной роскошью.
Часть его сохранилась до наших дней. Чтобы украсить такое большое сооружение, мастера устроили рабочие места прямо в доме, и пользовались при этом импортными материалами. В мастерских археологи нашли два кувшина, наполненных известью и остатками пигментов, самым большим из которых был кусок египетского синего весом 2,4 кг. До этого его находили только в виде порошков или небольших сфер, как в Помпеях.
Этот материал — один из первых синтетических красителей, он состоял из кремнезема, известняка, медьсодержащих минералов и карбоната натрия, которые обжигали при высокой температуре. Интересно, что впервые рецепт его приготовления подробно описал римский архитектор Витрувий в своем труде «Об архитектуре» (книга VII, глава 11).
История синего красителя, известного в римское время как «фритта», началась задолго до дома Нерона. Известный по крайней мере с III тысячелетия до н. э. в Египте и Месопотамии, египетский синий распространился по всему древнему Средиземноморью и широко использовался в Древнем Риме. Он придавал реалистичность композициям — использовался для создания теней и холодных тонов.
Кроме того, в амфорах нашли остатки жёлтой охры и реальгара, дающего ярко-красный цвет. В общем, Нерон ни в чем себе не отказывал — все эти пигменты были довольно дорогими, особенно синий. Кроме того, император смог обустроить для себя отдельные мастерские, где создавались фрески высокого качества. Неудивительно, ведь долгое время эта резиденция считалась самой большой в Европе. Достаточно посмотреть на ее план, который смогли восстановить археологи (фото 3). Там же отмечены желтым место находки и предполагаемая художественная мастерская.
Правда, достроить свой дворец Нерон так и не успел — после его гибели в 68 году н.э. строительство остановилось, и часть комплекса была застроена другими зданиями, например, термами Траяна. Впрочем, фрески частично сохранились до нашего времени (фото 4) и оказали большое влияние на живопись эпохи Возрождения — художники того времени заново открыли для себя приемы I века нашей эры, используя в том числе египетский синий.
Текст подготовила Анна Гребенникова
Источник: https://www.iflscience.com/24-kilogram-chunk-of-egyptian-blue-pigment-found-at-neros-infamous-party-palace-77969 ===========================
Интересна археология? Поддержите нас на Sponsr или Boosty и каждую неделю смотрите эксклюзивные видео и научные новости: https://sponsr.ru/antropogenezru https://boosty.to/antropogenezru
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев