Ещё римские писатели обращали внимание на необычное положение кельтских женщин. Археологи также отмечали их высокий статус, так как женские погребения племени дуротригов часто отличались богатым погребальным инвентарем. Ученые предположили, что общество этих людей было матрилокальным — это значит, что после брака супруги жили с родителями жены. Большинство других культур, окружавших кельтов около 2 000 лет назад, напротив, были патрилокальными, когда в новую семью уходила именно женщина.
Неудивительно, что римляне, у которых также была патрилокальная модель семьи, были так удивлены местными нравами! Они писали о том, что женщины наследовали имущество и имели право на развод. Цезарь в «Записках о Галльской войне» отмечал, что британские женщины могли иметь несколько мужей. Римляне лично столкнулись с такой правительницей в I веке н.э., когда началось восстание Боудикки, под предводительством которой были разрушены три города. Таким образом, исторические свидетельства роли женщин в кельтском обществе у историков есть, оставалось получить антропологические.
Так как в распоряжении ученых есть довольно обширная база древних геномов Британских островов на протяжении последних шести тысяч лет, они также отметили снижение разнообразия в железном веке и расширение брачных связей — в захоронениях появились люди родом с континента. Именно в южной части Британии, где жили дуротриги, этот эффект заметно сильнее, так как в остальных частях островов с раннего бронзового по железный век жили потомки одних и тех же людей. У дуротригов же было два притока населения через пролив — в среднем бронзовом и в железном веке (фото 2). Возможно, именно тогда на Британские острова пришли и кельтские языки.
Для исследования выбрали 55 геномов из захоронений от 1000 г. до н. э., до постримского периода, около 500 г. н. э. из некрополей в Уинтерборн-Кингстоне (WBK), Дорсет, а также из двух женских дуротригских захоронений из Мейден-Ньютона и Лэнгтон-Херринга. Отдельное внимание уделили племени дуротригов, живших на центральном южном побережье Англии около 100 г. до н. э. — 100 г. н. э. Почему именно они? Это было одно из немногих кельтских племен, которое хоронило умерших. Чаще всего кельты кремировали или экскарнировали (то есть очищали тело от мягких тканей и вторично захоранивали) покойных.
Самой интересной находкой оказалось захоронение взрослой женщины (WBK31, фото 3), ее дочери (WBK22) и ее взрослых внучек (WBK15 и WBK19). Предполагаемый правнук WBK31 был ее родственником по материнской линии, но при этом происходил от другого партнера-мужчины. Всего восемь из десяти мужчин, похороненных здесь, не являлись генетическими родственниками женщин. Браки внутри группы тоже заключались — в пяти парах оба партнера происходили от основательницы, но не являлись близкими родственниками. Скорее всего, это были браки соседей, такие случаи эндогамии (то есть брака внутри группы) уже известны в матрилокальных культурах.
Судя по всему, это был не единичный случай в Британии железного века — похожие схемы родства наблюдались минимум в шести сообществах, при этом генетическое разнообразие в них резко снижалось по женской линии. Это памятники Worlebury (Сомерсет), Bottle Knap (Дорсет), Gravelly Guy (Оксфордшир), Trethellan Farm и Tregunnel (Корнуолл) и Pocklington (Йоркшир). Большинство матрилокальных сообществ возникли в период между 400 и 50 гг. до н. э., хотя до этого они, напротив, были патрилокальными. Что послужило толчком к такому сильному изменению моделей семьи, пока не очень ясно.
Текст подготовила Анна Гребенникова
Источник: https://www.nature.com/articles/s41586-024-08409-6 ===========================
Интересна археология? Поддержите нас на Sponsr или Boosty и каждую неделю смотрите эксклюзивные видео и научные новости: https://sponsr.ru/antropogenezru https://boosty.to/antropogenezru
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1