Хотя сам термин не такой уж древний, он начинает появляться где-то в середине первого тысячелетия до н.э., причем вначале он, видимо, даже использовался не в единственном, а множественном числе, т.е. это означало «срединные государства» или даже «срединные города», потому что этот термин «гo» тогда мог относиться и к столицам, и он обозначал как раз такую совокупность вот этих чжоузских уделов под властью "чжоузского вана", которые противопоставлялись внешним землям, населенным всякого рода варварами, которые живут не так, как нужно. И восприятие себя как действительно центра мира и более того, единственной цивилизации, единственного культурного сообщества людей, оно для Китая очень характерно. Но здесь, правда, надо сказать, что, конечно, далеко
не только для китайцев: практически у всех культур в какой-то степени присутствует вот это желание считать только себя людьми, а всех остальных не очень.
Но у китайцев было для этого довольно много времени и довольно много оснований, потому что очень долго они действительно не знали о существовании других сравнимых цивилизаций. Мы не очень знаем, когда произошло это знакомство, но у Сыма Цяня описан якобы первый такой контакт: это произошло к концу II века до н.э., в 135 году было отправлено на запад посольство во главе с таким Чжан Цянем, который должен был найти народ юэчжи, которых до этого выгнали от окраин Китая сюнну и предложить им союз против этих самых кочевников сюнну. Из этого ничего не получилось, потому что юэчжи к тому времени уже ушли до Ферганы и у них там были свои дела, им надо было грабить греко-бактрийское царство. И идти обратно по пустыне воевать с сюнну, которые их обидели там за 50 лет до того, им уже было совсем не хотелось. Но зато Чжан Цянь с большими проблемами, дойдя вот как раз туда в район современной Ферганской долины, как, по крайней мере, пишет Самы Цянь, впервые узнал о том, что есть другие государства, в которых есть правители, чиновники, монета, города, земледелие и так далее.
Вернувшись, он рассказал про Индию, про Парфию, про восточные области Римской империи - тогда, скорее всего, еще даже царство-государство Селевкидов, и это произвело очень большое впечатление на императора, который не только простил ему то, что он 12 лет ходил и ничего не добился с точки зрения главной миссии, но и, видимо, с этого момента началось зарождение идеи шелкового пути, торгового пути на Запад. Потому что, в частности, одной из информаций, которую принес Чжан Цянь, было то, что там есть китайский шелк, он там очень востребован и стоит гораздо дороже, чем, собственно, в Китае».
Рассказывает Сергей Дмитриев - китаевед, кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник отдела Китая Института Востоковедения РАН, заведующий сектором древней и средневековой истории Китая, доцент УНЦ «Философия Востока» Философского факультета РГГУ.
Спасибо за видео проекту НаукаPRO:
YT: https://youtu.be/Nn-qSAspMVE?si=7Pzcbbl9CokVwv08 ВК: https://vk.com/video-190320587_456241066
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев