Но любой стране, которая решит стать членом БРИКС, придется дать ответ на очень важный вопрос: на чьей она стороне? Объединится ли она с Бразилией, Индией и прочими неприсоединившимися государствами? Или она войдет в состав антизападной фракции, возглавляемой Китаем и Россией? Иран, являющийся изгоем на международной арене, будет усиливать антизападный лагерь. Но большинство других стран, скорее всего, будет рассматривать вступление в БРИКС как способ укрепить связи с Китаем и другими государствами Глобального Юга, не понижая при этом уровень отношений с Западом.
Яркий тому пример — Саудовская Аравия. Эр-Рияд остается ключевым союзником Вашингтона, но одновременно стремится к углублению связей с Пекином. Королевство начало беспрецедентную дипломатическую кампанию в регионах, где традиционно не играло никакой роли, например, в Латинской Америке и в странах Карибского бассейна. Всё это сопровождается инвестициями в такие страны, как Чили и Гайана. Латиноамериканские государства поддерживают эти инициативы, исходя из той же логики: в сегодняшнем всё более нестабильном мире, который судорожно и урывками движется в сторону многополярности, им лучше диверсифицировать свою экономическую и дипломатическую стратегию.
Трещины в стене
На Западе некоторые критики БРИКС пренебрежительно называют это объединение разношерстной командой, которая не заслуживает серьезного внимания. Другие же считают БРИКС прямой угрозой для мирового порядка. Но и те, и другие не замечают важные нюансы: возникновение БРИКС как политического объединения стало отражением искреннего недовольства неравенством и несправедливостью порядка, которым руководят США. От этих претензий уже нельзя просто так отмахнуться. Но из-за изменений в генеральной стратегии России и Китая разногласия внутри объединения усиливаются, а очередное расширение БРИКС наверняка ослабит его сплоченность.
Пока Россия и Китай одерживают верх во внутренних дебатах на тему формирования будущего БРИКС. Но так будет не всегда. Да, власть и влияние в этом клубе распределены не поровну. Китайская экономика крупнее экономик всех остальных членов-учредителей БРИКС, вместе взятых. Но это не значит, что остальные члены не станут сопротивляться превращению этого объединения в блок под управлением Китая и России. Бразилия и Индия уже давно стараются за кулисами смягчить самые агрессивные и напористые российские формулировки в декларациях саммитов. Да и Китай тоже не сможет игнорировать их сдерживающее влияние. Например, президент Бразилии открыто отвергает идею о том, что БРИКС — это противовес G-7. Он часто заявляет, что объединение не выступает "против кого бы то ни было". Бывший главный экономический советник индийского правительства Арвинд Субраманьян (Arvind Subramanian) недавно призвал Нью-Дели выйти из состава этого объединения, так как его расширение равносильно захвату БРИКС Пекином, который станет проводить свою повестку. Но Бразилия и Индия обладают значительным влиянием внутри БРИКС, а их уход очень сильно ослабит эту организацию, что противоречит интересам Китая и России.
В предстоящие годы БРИКС придется улаживать эти разногласия и противоречия. Трещины внутри БРИКС будут разрастаться, но вряд ли приведут к расколу объединения. Конечно, организация может столкнуться с очень серьезными проблемами. Технологическое соперничество между Китаем и Соединенными Штатами способно привести к возникновению цифрового железного занавеса и двух отдельных, несовместимых друг с другом технологических сфер. В таких условиях отсиживаться в стороне будет гораздо труднее. Найти общий знаменатель в БРИКС будет намного сложнее, особенно по болезненным геополитическим вопросам, таким как конфликт на Украине. Из-за этих разногласий блок станет менее влиятельным на международной арене, хотя его усилия по продвижению альтернативных валют вместо доллара будут набирать обороты.
Тенденции внутри БРИКС требуют, чтобы Соединенные Штаты Америки и прочие западные страны всерьез воспринимали эту организацию и лежащую в ее основе неудовлетворенность существующим порядком. Это вполне логично, когда растущие державы, такие как Бразилия, пытаются подстраховаться и ищут разные варианты, а также недовольны тем, как Соединенные Штаты руководят существующей системой. Западные страны должны сосредоточиться на том, чтобы не стало хуже. Не надо отпугивать средние державы от вступления в БРИКС, поскольку это очень сильно напоминает излишнюю опеку и квазиколониальное вмешательство. Точно так же попытки Запада предостеречь средние державы Глобального Юга от чрезмерной зависимости от Китая оказались неэффективными.
Западные страны могут сделать больше для того, чтобы не отчуждать от себя такие средние державы, которым нужно пространство для маневра, и чтобы БРИКС не стал антизападным блоком. Они должны четче сформулировать, каким образом определенные санкции относятся к нарушению норм международного права, и последовательно применять такие санкции ко всем нарушителям, а не только к геополитическим противникам. У стран Глобального Юга появляется желание скрыться от гегемонии доллара. Ведь они видят, что западные государства в 2022 году заморозили резервы российского центробанка в ответ на военную операцию на Украине, но сами никак не были наказаны за военные интервенции на Ближнем Востоке и в Африке. Богатые страны могут также лучше решать проблемы бедных стран, в том числе передавая им технологии и помогая с "зеленым" переходом. А Западу следует по-настоящему заняться демократизацией мирового порядка, отказавшись, например, от устаревшей традиции назначать на должность руководителя МВФ исключительно европейцев, а во главе Всемирного банка ставить только граждан США.
Такие действия будут способствовать укреплению доверия и срыву китайских и российских попыток привлечь Глобальный Юг к борьбе против Запада. Вместо того, чтобы жаловаться на появление БРИКС, Запад должен добиваться расположения стран-членов, которые заинтересованы в том, чтобы эта организация не стала открыто антизападной и решительно настроенной на подрыв мирового порядка.
Авторы: Александр Габуев* (Alexander Gabuev) — директор Берлинского центра Карнеги** по изучению России и Евразии, Оливер Штюнкель (Oliver Stuenkel) — адъюнкт-профессор Школы международных отношений Фонда Жетулиу Варгаса в Сан-Паулу и приглашенный научный сотрудник Фонда Карнеги** за международный мир.
*Признан в России иноагентом.
**Организация, выполняющая функции иноагента.
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Нет комментариев