Недавно мне на глаза попалась интересная заметка об образовательном уровне в планетарном масштабе. Там автором доказывалось, что каждый пятый житель Земли решает задачи по чтению и математике на уровне начальной школы, а у молодежи стремительно снижается уровень грамотности. В дополнение к заметке была приведена таблица, где в процентном соотношении дана картина по странам с населением лучше, или хуже образованным, чем среднестатистический четвероклассник.
Картина трагическая.
Честно говоря, мне, как русскому и гражданину РФ, ближе состояние школьного образования в нашей стране.
Как выясняется, наше образование выше чем в Африке и Азии и ниже чем в Европе. Что же произошло? Ведь еще в начале 80-х мы твердо были в тройке лидеров, деля пьедестал с США и Великобританией. Подойдем к проблеме системно.
Образование, как и любая сущность, троична:
1. Учитель, педагогическая наука и образовательные структуры.
2. Ученик, родители и общество.
3. Государство.
Итак разбираемся:
1. Учитель. Положение учителей сведено к положению обслуживающего персонала (как официант), ведь они не дают образование, а оказывают образовательные услуги. Соответственно государство стало относится к образованию как к бизнес проекту. Но не между родителями и школой, а между минобразования и бюджетом. Дети и родители пока не в схеме, но работа в этом направлении идет. Нашим образованием руководят люди ни дня не проработавшие в школе. Это, как правило, бизнес-менеджеры, назначенные без учета специфики работы. К примеру, сейчас создано 14 рабочих групп, которые занимаются разработкой стратегии содержания образования по направлениям, около 500 человек. Ни одного педагога там нет. Мало того, из стратегии исключили воспитание. Только прагматичные направления. Как при выводе новой породы лошади.
Государство отчитывается о колоссальных вложениях в образование. Но средняя зарплата учителя это - плюс-минус 30 тыс.р. О каком престиже преподавателя может идти речь? Нагрузка учителей резко увеличилась, возникла масса бюрократической работы, связанной с отчетностью о своей же деятельности. Учитель стал и статистиком, и счетоводом, и психологом, и участковым в ущерб основной деятельности. Назвали образование услугой, вот они и вынуждены прислуживать. При этом министерство образования вопит об остром дефиците кадров. Может пора просто позаботиться о тех, кто «кует кадры», а не заниматься очковтирательством и созданием Даней Милохиных с тратой огромных средств?
2. Ученик и его родители. Тут тоже сахаром не посыпано. Основная проблема любого обучения – это мотивация. Если ребенок видит, что хорошее образование приводит к успеху, к благоустроенной жизни, то он и сам будет к нему стремиться. С этим тоже беда. Как заинтересовать ребенка в хорошей учебе, если он знает, что его мать – учитель «пашет» за 30 т.р., а папа – инженер, не работает по специальности и подрабатывает грузчиком за 50 т.р.? А тем временем сосед – таджик, работая курьером зарабатывает 150 т.р. без всякого образования, и у его сына – сверстника и одежда лучше и телефон «круче». Далее, наш любимый господин Греф еще и добавляет, что нельзя давать знания человеку, иначе им невозможно управлять, манипулировать.
Тут мы подошли к третьему пункту – Государству, которое устанавливает правила в обществе и является законодателем в отношениях учителя и ученика. Обуславливает ту среду, в которой они оба вынуждены существовать и являются его неотъемлемой частью.
Прежде всего государство и общество должны определиться со своими целями в будущем. Отсюда они должны выработать стратегию действий, которые должны привести к определенным результатам. Тогда и станет ясно, нужны ли нам образованные созидатели и их учителя, или нам просто достаточно грамотных потребителей пиццы.
Басурин о главном // 26 февраля 2025 г
https://t.me/basurin_e/17244#мнение #образованиеРФ #Россия
Нет комментариев