Часто как в шиитских источниках, так и в других, можно встретить историю о резне султана Селима над алевитами. Шииты приводят это, чтобы оправдать шаха Исмаиля Сафави, истребивший около миллиона суннитов по религиозному принципу. Он стер с земли многие города и села, которые отказывались принимать рафидизм. Если он захватывал город, то жесточайшим образом справлялся с населением и в первую очередь казнил ученых мужей. Многие сунниты отказались принять рафидизм и приняли шахаду.
Утверждается, что османский султан Селим совершил резню над кызылбашами в Анатолии.[1] Некоторые источники утверждают, что число убитых было 40 000 человек. Те, которые поддерживают мнение о том, что Явуз (султан Селим) убил алевитов, утверждают, что шейх-уль-ислам в эпоху Явуза Муфтий аль-Хамза издал в 1512 году фетву, в котором разрешено было убивать кызылбашей.[2][3] В этой фетве было сказано, что кызылбашы являются неверными и неверующими и убивать их является ваджибом. [2][3]
Некоторые академики верят, что в действительности это утверждение далеко от истины. Турецкий историк Мустафа Акдаг (1913-1973) говорил: "Источник о том, что Явуз султан Селим в то время убил 40 000 людей, принадлежавшие к мазхабу кызылбашей, есть... Однако мы находим, что это слишком завышенные цифры. Потому что у нас до сих пор есть многие судейские книги, принадлежавшие в эпоху этого падишаха. Исследуя это, мы не встретили эти утверждения. Если бы такие кровавые события были бы, то в этих книгах эти события должны были бы занять места." [4]
О преувеличенных цифрах также утверждал и французский академик-историк Робер Мантран (1917-1999): "...У нас нет в руках ни одного доказательства, поддерживающего миф о том, что с 1513 по 1514 года было убито 40 000 алевитов..." [5]
По мнению турецкого историка Эрхана Афйонджу (род. 1967), убийства никогда не доходили и не дошли до этих преувеличенных цифрах. Смерть 40 000 человек значит исчезновению тысячу сел, означает разорение социально-экономическую и демографическую структуру Анатолии, и это не могло скрыться. Эту резню могло совершить и одна армия. В сефевидских записях все детали продвижения армии Селима описаны. Кроме того, период вступление Селима до Чалдырской битвы не хватало бы времени для совершения такой резни. Ни в одних источниках не встречалось столь тяжелых разрушений. Числа нелогичны и не соответствуют правде.[6]
Источники:
1 .↑ http://www.alevi.dk/ENGELSK/THE_ALEVI_OF_ANATOLIA.pdf Son bakılma tarihi:20 Kasım 2008.
2.↑ 51,0 51,1 MC Şehabeddin Tekindağ. Yeni Kaynak ve Vesîkaların Işığı Altında Yavuz Sultan Selim'in İran Seferi İ.Ü.Ed.Fak. Tarih Dergisi sayı 22 s.17. 1968
3.↑ 52,0 52,1 Gülağ Öz. İslamiyet Türkler ve Alevilik. s. 188, 1999 Ankara ISBN 975-7059-02-1
4.^ Prof. Mustafa Akdağ, Türkiye'nin İktisadi ve İçtimai Tarihi, 2.cilt, Tekin Yay., 1979, s. 154
5.^ Robert Mantran, Osmanlı İmparatorluğu Tarihi I/Osmanlı Devletinin Doğuşundan XVIII. Yüzyılın Sonuna Cem Yay. 1995, s. 173 ISBN 975-406-562-4
6. 56,0 56,1 Erhan AFYONCU, Sorularla Osmanlı İmparatorluğu, "Yavuz Sultan Selim" maddesi
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев