Наверное, все слышали о Вятской кикиморе… Но, как она появилась в Вятской губернии, какого переполоха натворила и чем всё закончилось, многие не знают. Рассказываем!
Напомним, что кикимора – мифологическое существо, обычно женского пола, живущее рядом с человеком в его доме или других постройках, занимающееся прядением по ночам и приносящее беду и вред, как домочадцам, так и вхожим в дом людям.
Кстати, этимология ее имени свидетельствует о том, что кикимора не является исконно славянским образом. Ближайшим «предком» лексемы «кикимора» является древнее финское слово обозначающее «пугало» – «kikke mörkö».
Этот злой дух является чисто женским существом. Кикимору мог наслать колдун, или рабочие, которые строили дом и по какой-то причине затаили злобу на хозяев. Кикиморы были падкие на места «нечистые». Такими называли места захоронений не отпетых покойников. Эти существа обитали в домах, где прятались за печками, в каморах, на чердаках и других тёмных местах.
Дело о Вятской кикиморе
В Великий пост 1798 года в одном из сёл Вятской губернии начали происходить странные вещи. В доме крестьянина Ефима Разницына из Орловской губернии появилось существо, которое в народе называют кикиморой. Она создавала беспорядок в доме и наводила страх на хозяев, но в то же время к ней стали обращаться местные жители в попытках узнать о различных пропажах, склоках и других происшествиях.
В знак благодарности «Кикиморе» подносили десяток куриных яиц, полфунта меда, свежеиспеченный хлеб и пироги. Более зажиточные крестьяне могли позволить себе выразить признательность парой монет.
Но «чудеса» прекратились, когда в село для проверки прибыл комиссар Шурманов. В россказнях о «кикиморе» он заподозрил обман, а обвинения его пали на жену Ефима Акилину Разницыну.
В Государственном архиве Кировской области до сих пор хранится «Дело о Кикиморе» от 1798 года. Этот документ дает возможность изучить весь ход уголовного процесса против крестьянки Акилины Разницыной, «творившей беззаконные дела» под «именем кикиморы». Это не только интересный источник информации о российском судопроизводстве и следственном процессе XVIII века, но объект изучения фольклористики.
По тексту документа можно реконструировать ход расследования. Разбирательство началось 26 июня в связи с заявлением земского комиссара Шурманова. Подходя к избе Ефима Разницына, уполномоченный стал свидетелем странной сцены: крестьянин Терентий Шихов, стоя у дома односельчанина, спрашивал (вероятно, у кикиморы), найдутся ли его потерянные деньги, а из избы раздавался истошный вопль.
Комиссар, исходя из слухов и из собственных наблюдений, сделал вывод, что в доме Ефима Разницына происходит, по крайней мере, два правонарушения. Хулиганство и «предсказания» крестьянам в обманных целях. И первое, и второе было связано с появлением местной «кикиморы».
Кандидат на роль подозреваемого нашелся сразу. Так, Шураманов стал свидетелем того, как после случая с Терентием из погреба вышла Акилина, наряду с этим «голоса» прекратились.
Комиссар взял Акилину под наблюдение, а затем начал ряд допросов. Под подозрение в соучастии попали «оговоренная» Акилиной соседка Анна Корчемкина и ее «домашние» – муж Ефим и свекровь Устинья Аверкиева. Следствие проводило очные ставки и «повальный обыск» семейства Разницыных с целью узнать о жизни и поведении подозреваемых до инцидента и их репутации среди поселенцев.
Допросы подозреваемой и показания свидетелей не дали однозначной трактовки событий…
Свидетели, рассказывая о странных явлениях, происходивших в доме, не называют субъекта (или субъектов) действия, но подтверждают, что там происходили странные вещи. Невозможно однозначно интерпретировать произошедшее в доме Ефима Разницына, в то же время специфика следственного документа (множественность точек зрения) позволяет выявить особенности разных языков описания и разных стратегий интерпретации дела.
В показаниях подозреваемой, между явлением «кикиморы» Акилине и их совместными погромами дома есть промежуточный момент, а именно: некое существо учит Акилину бить горшки и предсказывать будущее.
Впрочем, ещё на первом допросе свидетельства Акилины носят саморазоблачительный характер.
Женщина признается в мошенничестве с целью наживы. Она называет своей сообщницей соседскую служанку — Анну Корчемкину. Согласно показаниям первого допроса, Анна и Акилина, сговорившись, выдавали себя за кикимору.
#Вяткамистическая
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1