Когда в начале июля 2002 года в ночном небе над Германией столкнулись ТУ-154 компании «Башкирские авиалинии» и «Боинг-757», почти сразу же стало известно - участи жертв страшной трагедии по счастливой случайности избежали пятеро россиян. Они тоже должны были лететь на отдых в Барселону, но в испанском посольстве им не дали визу, и Ту-154 отправился в рейс без них. Так сама судьба сберегла их от смерти. Но только ли судьба?
Все было против
После известной катастрофы «конкорда», который, едва вылетев из парижского аэропорта, тут же рухнул на гостиницу, газета «Котидьен де Пари» опубликовала любопытную информацию. Этот злополучный рейс должна была сопровождать стюардесса Изабель Сарьян. Она уже пообещала сыну привезти из Нью-Йорка музыкальную бейсбольную биту - есть такой писк моды в Америке. Но, собираясь на работу, Изабель сильно порезала палец. Беда не приходит одна - через пару минут после обработки раны антисептиком и наложения пластыря выяснилось, что у 12-летнего сынишки поднялась температура.
Пришлось звонить матери и обращаться к ней за помощью: кто-то ведь должен сидеть с больным ребенком, пока она летает. Та подъехала к дому Изабель на такси, вышла из машины и, поскользнувшись, получила открытый перелом ноги. Мальчишку оставлять было уже не с кем. Изабель была вынуждена связаться по телефону с начальством авиакомпании и просить, чтобы ее заменили. В итоге вся эта серия неприятностей спасла молодой женщине жизнь.
Газета описала все как стечение обстоятельств и закончила заметку словами о том, что теперь Изабель активно ищет человека, который неряшливо бросил корку от мандарина как раз у ее дома, чтобы отблагодарить его.
Между тем стюардесса была не единственной, кто тогда по той или иной причине избежал смерти в катастрофе. «Конкорд», берущий на борт до 150 пассажиров, был заполнен едва на две трети. Запомните эти цифры.
Загадочные последствия селя
Необъяснимое спасение жизней Изабель и еще нескольких десятков пассажиров «конкорда» и впрямь выглядит случайностью на фоне того, что произошло лет пять назад в горах Кабардино-Балкарии. На аул Булунгу обрушился селевой поток. Большинство домов и хозяйственных построек он разнес в щепки. А вот число жертв... Погибли один человек и несколько коров.
Это просто поразительно: ведь горы - не тундра, где к соседу на чай надо ехать двое суток на оленях или собаках. И не фермерские просторы США и Канады, где расстояния между домами исчисляются километрами. Высокогорное селение - всегда пятачок удобной земли, где дома жмутся друг к другу, как виноградины в грозди. И даже если бы селевой поток захватил Булунгу лишь боком, то все равно должны были погибнуть как минимум 30 процентов населения. А тут всего один человек...
Почему же все произошло именно так? Внешне ответ на вопрос прост. Кто-то увел свой скот на дальнее пастбище, а родные как раз перед селем понесли ему обед. Кто-то всей семьей уехал к родственникам на свадьбу в другой аул, а животных поручил соседу, чтобы тот вместе со своим скотом вывел пастись.
Другие отсутствовали по иным причинам. А жилища тех, кто остался в селении, находились не на пути селя.
Случайность? Журналисты из Нальчика Ольга и Борис Кольченко, которые во время схода потока находились неподалеку, так не считают. По их мнению, почувствовать приближение катастрофы людям помогает подсознание. И в качестве доказательства они приводят еще один пример. Одной их знакомой надо было срочно выехать в другой город. И все же она взяла билет не на ближайший поезд, а на завтрашний. Ее спросили: почему? Она пробормотала что-то о дурных предчувствиях. А на другой день журналисты узнали о крушении поезда, на котором могла бы поехать их знакомая. Из этого они сделали вывод, что ее подсознание знало о предстоящем и сработал инстинкт самосохранения.
Статистика Стаунтона
Какие-то случаи этот вывод объясняет. Однако далеко не все. Взять ту же стюардессу Изабель Сарьян, которая должна была лететь на «конкорде». Ведь никаких предчувствий у нее не было. Наоборот, она рвалась на работу и сделала все, чтобы попасть на борт вовремя. Да и те семьи из аула Булунгу, которые в момент схода селя оказались на свадьбах или пастбищах, попали туда не из-за предчувствий, а по необходимости поздравить родственников или пасти скот. А ведь кто-то поехал еще и в город на базар баранину продавать, а у кого-то у дочки разболелся зуб, и ее пришлось везти в райцентр в поликлинику.
Имеется и множество других ситуаций, которые никакого касательства к подсознанию не имеют.
Впрочем, жил на земле человек, который сумел обобщить тысячи случаев избежания людьми смерти в различных катастрофах и разработать своеобразную статистику. Это американский социолог Джеймс Д.Л.Стаунтон. В 1958 году он опубликовал в журнале «Джорнэл оф социолоджи» результаты своего исследования железнодорожных и авиационных катастроф.
Этой публикации предшествовал многолетний и кропотливый труд. Стаунтон обобщил статистику более пятидесяти авиакатастроф, начиная с 1925 года, и железнодорожных крушений с 1900 года. Он ввел все данные в компьютер, с помощью которого сопоставил три фактора: число людей, вовлеченных в катастрофу, число убитых и вместимость транспортного средства. Для чистоты исследования он ввел в компьютер и вторую серию цифр - равное количество поездов и самолетов, которые не попали в катастрофу. И оказалось, что под завязку заполненные самолеты и поезда весьма редко терпят крушение.
Теория эта была разработана американским социологом еще до появления ЭВМ, и компьютер лишь подтвердил и детализировал ее. Так вот, в случаях железнодорожных крушений и падений авиалайнеров транспорт был заполнен только на 61 процент в среднем (вспомним, насколько был заполнен «конкорд», погибший в июле, и Ту-154 «Башкирских авиалиний» - 69 человек). В случаях же, когда полет или поездка заканчивались без происшествий, не считая скандалов с попутчиками, численность пассажиров превосходила 75 процентов посадочных мест в транспортном средстве. Разница в 15 процентов, вычисленная Джеймсом Стаунтоном с помощью компьютера, очень существенна - это вам подтвердит любой специалист. Ведь с точки зрения статистики даже 2-3 процента дают пищу для размышлений.
Но социолог не остановился на одной только статистике. Он пошел дальше и провел опрос среди людей, которые избежали смерти в той или иной катастрофе. Вот его вывод: многие люди не предчувствовали, какие именно самолеты или поезда потерпят крушение. Но что-то опосредствованно мешало им «влипнуть» в катастрофу. Например, человеку пора ехать в аэропорт, а у него так схватило живот, что он от унитаза не может оторваться. Или ему приходится откладывать поездку, потому что внезапно умер родственник. Либо, спускаясь по лестнице в своем доме с уложенным чемоданом в руке, он подвернул ногу, из-за чего медленно двигался и опоздал на поезд. А потом спасшийся благодарит Бога (если он верующий) или случай (если он неверующий), который, доставив ему неприятные или болезненные мгновения, все же спас его от смерти.
Но никто до Джеймса Стаунтона не задумался над тем фактом, что одновременно с этим спасенным еще несколько десятков, а то и сотен человек почувствовали ту же боль в животе или такую слабость, что ноги отказываются идти.
Эти результаты исследований американского социолога не публиковались в СССР по идеологическим соображениям. Во-первых, он был из враждебного капиталистического лагеря. А во-вторых, ученый при работе пользовался «лженаучным» компьютером. Да и сегодня в новой России к этой теме не обращаются, чтобы «не дразнить раненого зверя». Ведь у нас как: только закончился траур после одной катастрофы, и тут же следует другая. И все же рискну продолжить.
Почему люди ходят без хвостов?
После смерти Стаунтона этой проблемой занимались многие энтузиасты. Среди них оказался и всемирно знаменитый писатель Стивен Кинг. Начал он с того, что еще раз проверил теорию Стаунтона. Вот что он сам пишет по этому поводу:
«После того как я первый раз прочел статью Стаунтона, самолет «мэджестик эйрлайнз» разбился в аэропорту Логана. Все находившиеся на его борту погибли. Когда все немного утряслось, я позвонил в офис этой компании. Я представился журналистом - небольшая ложь с благими намерениями. Сказал, что мы хотели бы написать статью об авиакатастрофе, и попросил сообщить, сколько человек, купивших билет, не полетели этим рейсом. Таковых оказалось 16. На вопрос, сколько опоздавших в среднем бывает на линии из Денвера в Бостон, мне ответили, что не больше трех. А кроме того, еще 15 человек отказались лететь этим рейсом, тогда как обычно число отказов не превышает восьми. Выходит, хотя заголовки всех газет кричали: «Авиакатастрофа в Логане убила 94 человека», их можно было бы прочитать и так: «31 человек избежал смерти в крушении».
Кинг стал копать глубже. Он, в частности, задался вопросом: если мы все такие чувствующие, как же мы не знаем, что любимый нами человек умер или наш дом разрушен? И пришел к весьма оригинальному ответу, который хотя и не претендует на истину в последней инстанции, но объясняет многое.
Наши предки были хвостаты, а тело их было покрыто шерстью. Да и органы чувств у них были развиты лучше, чем у современного человека. Почему же мы лишились всего этого? Да по той же причине, по которой теперь, садясь в автомобиль, мы не надеваем очки и шлем. Приходит время, и мы «перерастаем» определенные вещи, переставая нуждаться в них. Таким же образом, по Кингу, у нас исчезло и психологическое чутье. Какой прок его иметь, если в нем пропала практическая необходимость? Какой смысл может быть в том, что, сидя в офисе, вы почувствуете, что вашу жену сбила машина, если вам по телефону все равно сообщат об этом. Эта наша чувствительность атрофировалась давным-давно, если существовала вообще. Так же, как и наши хвосты и волосяной покров. И лишь в самых экстремальных случаях эта удивительная способность чувствовать беду на расстоянии, как в пространстве, так и во времени, просыпается. Причем не только в виде классического предчувствия, но и в форме недомоганий, приступов рассеянности, переломов конечностей в нужный для спасения жизни момент (человек в нормальном состоянии внимательно смотрит под ноги и на банановую корку не наступит). Остальные же случаи избежания катастроф укладываются в рамки общей статистики случайностей.
Так смотрит на эту проблему Стивен Кинг. И, кстати, его трактовка явлений избежания смерти в катастрофах как нельзя лучше объясняет тот факт, что живы французская стюардесса Изабель Сарьян и пассажиры «конкорда», не пришедшие к отлету, а также случай массового «спасения» жителей кабардино-балкарского поселка Булунгу, как и множество аналогичных случаев.
Владимир ГУРЬЕВ
#ЖизненныеИстории
Нет комментариев