Иногда попадаются исследования в духе «Влияние музыки на поведение животных». Давно наболело, предлагаю детально разобраться в данном вопросе.
Определения.
1. Сама по себе музыка - вид искусства, в котором организованные звуки используются для создания сочетания: формы, гармонии, мелодии, ритма или иного выразительного содержания.
2. Музыка имеет как технические, так и эстетические, культурные, структурные характеристики.
3. Используемые в музыкальных произведениях (не важно какого жанра) звуки способны производить: биологическое, физическое, психическое воздействие.
✔️В случае с воздействием на млекопитающих (в том числе на ферального человека), мы можем обсуждать воздействие только характеристик из 2 и 3 пунктов указанных выше.
Почему?
Потому, что даже неферальный ребенок, способен воспринимать как гармоничную мелодию только то сочетание звуков мелодии, которое транслируется вокруг его матери и ею самой, начиная с внутриутробного периода.
✔️Могу допустить, что домашние животные, в некоторой степени смогут воспринимать определенное воздействие мелодии как успокаивающее в том случае, если его мать была питомцем человека который часто и регулярно слушал близкие по звучанию (не жанру) звуки. И только в том случае, если это воздействие на мать детенышей имело, случайное или произвольное, последовательное положительное подкрепление. Животные при звучании музыки воспринимают ритм, частоты и т.д. Но не воспринимают гармоники, эстетику, тональность, обертоны, жанры и т.д.
Если например, включить этим же животным (из исследования) классическую музыку (как жанр) Шостаковича или полёт шмеля Римского-Корсакова, то думаю их кардиограмма вновь вернулась бы к исходной. И не потому, что она неприятная, тревожная или бодрящая. А потому, что в этих произведениях клас. музыки иные технические характеристики, а значит и воздействие другое (это как лечение струями душа Шарко, лечебный эффект не от звучания, формы, подсветки воды и даже состав не так важен - важно био-физическое воздействие+эффект плацебо/вера в эффект).
Музыка это прежде всего то (выше в пункте 2 было указано кратко), признаюсь подсказал аудио инженер, что включает:
1. Динамический диапазон (означает разницу в громкости между наиболее громкими и тихими звуками при исполнении одной и той же мелодии)
2. Тональный баланс (это соотношение между разными частотными областями и регистрами звукового диапазона)
3. Частотный диапазон (человек способен слышать звук в диапазоне частот от 20 герц (нижний предел) до 16–20 килогерц (верхний предел). ✔️Млекопитающие (зафиксировано, исследования продолжаются) от 0,1 герц (нижний предел) до 70 килогерц (верхний предел) – возможно еще шире)
4. Темпоритм (темп и ритм – это не одно и тоже, это разные характеристики)
5. Гармоники (это дополнительный тон, который по частоте всегда выше основного тона, причём строго кратно числам натурального ряда (то есть выше по частоте в 2, 3, 4, 5 и более). Вместе с основным тоном гармоники образуют натуральный звукоряд. В современном музыкальном строе с семью основными ступенями (До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си) каждый восьмой звук повторяет первый (располагается октавой выше), но уже на удвоенной частоте — и соответственно, является для него первой гармоникой.
6. Маскирование (явление, заключающееся в ухудшении слышимости одного звука (сигнала) в присутствии другого звука (т.н. маскера). Обычно ухудшение слышимости выражается в повышении порога обнаружения или различения сигнала, и маскировку звука можно количественно оценивать величиной (числом децибел), на которую повышается порог в присутствии маскера.
7. Пространственный феномен (одна и та же мелодия может по разному воздействовать в зависимости от того какой вид акустики используется: моно, стерео, квадро... и тд)
✔️Для животных актуально рассматривать воздействие этих характеристик (кроме пункта 2 и 5). Как это работает в исследовании и почему создается впечатление, что воздействие зависит от жанра.
К примеру, так же есть исследование: «Влияние аудиокниг на поведение собак в приютах для животных».
Если сравнить эти две работы, можно найти немало сходства во влиянии на животных. Почему? ✔️Потому, что животные слышат звуки, улавливают в этих звуках знакомые и незнакомые сигналы. Но некорректность эксперимента в том, что исследователи не учитывают (во всяком случае, в описании об этом тишина), что существует такой фактор как маскирование (выше в списке тех. характеристик №6) звуков. У меня есть подозрение)), что на кошках эффект был бы иной.
В исследовании по ссылке Дениса: «Собак содержат в питомниках … для военных нужд, обучение помощи, спасению людей. Во время содержания собаки подвергаются воздействию различных психогенных стрессоров, включая пространственные и социальные ограничения со стороны людей и сородичей, чрезвычайно высокий уровень шума, у собак отсутствует зона контроля и новизна. Для собак в приютах ситуация усугубляется тем фактом, что многие из них были разлучены с хозяевами и могут находиться в плохом психо/физическом состоянии из-за пренебрежения и жестокого обращения».
✔️Предполагаю, такое содержание может формировать у животных повышенный уровень тревожности. Все это может выражаться в повышенной бдительности, в том числе по отношению к звуковым сигналам и триггерам (шаги людей, скрип дверных петель, хлопанье ворот, всевозможные звуки и голоса ассоциирующиеся как со страхом, так и с эмоциями предшествующими встрече с бывшим владельцем).
Когда животным транслируют музыку, то делить её стоило бы не на жанры, а на технические составляющие параметров - состав «многослойной» структуры, по сочетанию (наличию, отсутствию, силе, слабости, выраженности, пространственному охвату и т.д) семи факторов воздействия перечисленных, как минимум, в моем сообщении выше (напомню, кроме 2 и 5). Классическая музыка как правило многослойна, но так же многослойными могут быть композиции других жанров. И наоборот, классическая музыка может состоять из продолжительных, но простых, плоских, увертюр, либретто, вступлений, адажио и т.д.
✔️Приведу пример из мира людей: часто в шумных помещениях и офисах, для маскировки "грязных звуков" используют такие методы подавления шумов для снятия стресса у сотрудников:
«Разговоры сослуживцев — мощный отвлекающий фактор, который мешает сотрудникам сосредоточиться. Поневоле слушая беседы коллег, трудно сконцентрироваться на собственных задачах. Часто бывает, что работник не ограничивается ролью пассивного слушателя: слишком велик соблазн вмешаться в чужую дискуссию. Так возникает «эффект домино» — кто-то отвлек вас, и вот вы уже мешаете разговорами соседям по офису. Уровень шума из-за бесед в общем помещении может превышать 60дБ. Примерно так же шумит пылесос.
Опросив 24 тыс. служащих Великобритании, исслед-ая компания… выяснила, что около 64% работников сетуют на громкие разговоры в офисе. Итог — снижение уровня удовлетворенности работой, утомление, конфликты. Сотрудники делают на 67% больше ошибок, на 51% чаще отвлекаются и на 10% хуже запоминают информацию. В сухом остатке — общее снижение производительности служащих на 66%» Ссылка на руководство.
✔️Как можно догадаться, по этому принципу, случайным образом (так как биологи с собаками проводят эксперимент в отсутствие экспертов по звуку) музыка/аудиокнига любого жанра, имеющая соответствующие тех. характеристики будет оказывать влияние по аналогии с техникой подавления/маскировки шумов. Поэтому животные успокаиваются и нормализуется сердечный ритм. Мы слышим музыку, а собаки перестают бдить, н/с так защищается от избытка шумов – мозг перестает их "слышать". Иные тех. характеристики звуков напротив - могут раздражать и собака будет "петь" (подвывать).
Поэтому в эксперименте наблюдается эффект привыкания. А когда эксперимент заканчивается, состояние животных возвращается к исходному.
✔️Выше попыталась рассмотреть один (№6), из более, чем десяти, факторов имеющих биофизическое и физиологическое воздействие "музыки" на некоторые виды млекопитающих. Можно рассмотреть все по очереди, но боюсь это будет скучно и нудно. ✔️То есть, ни одно млекопитающее не может воспринимать музыку так, как её воспринимает человек (её выразительность, эстетику, стиль, жанр, гармонику (не путать с гармонией)), тональность, мелодичность, аранжировку, качественные показатели и тд).
✔️Животное не способно уловить в музыке то, что превращает для нас с вами, звуки в музыку; из букв и знаков слова, смыслы … В способностях воспринимать мелодии мы часто так же очеловечиваем восприятие животного. Но ряд свойств того, что мы называем музыкой, может иметь разного рода воздействие на животных.
✔️Животное можно научить реагировать определенным образом на "музыку". Но научить животное получать удовольствие именно такого вида, рода и качества, которое способен извлечь от прослушивания, даже с среднестатистический человек имеющий среднестатистический слух - мы не сможем, такие формы восприятия и понятия животным недоступны. Это как если бы удалить вкус у сложно приготовленной еды - да, пища будет оказывать на нас биофизическое воздействие, мы утолим голод, но не сможем оценить её вкус и не сможем выбирать по вкусу (очень упрощенная и не совсем корректная аналогия). Да, мы будем наблюдать видимое поведение, но наше восприятие процесса будет нашей интерпретацией чужого восприятия. Как если бы за моей спиной стояла собака и я не зная об этом, могла интерпретировать радостное поведение идущей мне навстречу другой незнакомой собаки - как адресованное лично мне.
✔️В то же время, животные способны воспринимать более широкий диапазон параметров звуков, поэтому мы так же, просто на слух, не способны уловить весь спектр того, что слышит животное. В том месте где наше восприятие имеет одинаковые параметры (на пересечении этих аудио миров) мы ощущаем, видим и фиксируем ограниченную часть реакций, но не весь спектр. 🌸
С большим удовольствием приняла бы участие в исследовании такого рода, воздействия музыки на животных, но к сожалению это очень затратно и по финансам, и по организации, и по широте привлеченных специалистов, аппаратуры, по времени, оснащению, музыкальным и регистрирующим приборам, аренде помещений …
п.с. К сожалению, тема не раскрыта, даже наполовину. Думаю, серьезных исследований пока и не проводилось. Однако, прошу прощения за много букф.)
#музыка #классическаямузыка #психология #зоопсихология #собаки #кошки #животные #слух #восприятие #чувства #техника #шумы #звуки
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев