Если ехать от Оренбурга по автотрассе в сторону Орска, то после п. Кидрясово начинается крутой подъем. Это подъем на Саринское плато - платформенную плиту, сформированную на месте разрушенных складчатых гор . Простыми словами, это равнина на возвышенности. С юга и запада оно обрамлено Губерлинскими и Присакмарским мелкосопочником – холмами, расположенными ниже равнины. Окраины Саринского плато расчленены оврагами и балками, верховьями притоков рек Сакмары и Урала — Блявы, Кураганки, Катралы и Губерли.
Саринское плато расположено в Кувандыкском и Гайском р-нах и занимает господствующее по высоте положение, абсолютные отметки высот колеблются от 400 до 530 метров. По автотрассе же наибольшую высоту – более 450 м. над уровнем моря – плато достигает на участке дороги между поворотами на п. Сара и станцию Сара. По мере приближения к Орску высота постепенно снижается. Для сравнения возле п. Кидрясово перед подъемом на плато высота составляет 265 м. над уровнем моря. На фото как раз подъем на плато от п. Кидрясово в сторону Орска.
Слева и справа от дороги (т.е. севернее и южнее) плато постепенно переходит в горы, т.е. края плато изрезаны. Поэтому, к примеру, если вы свернете с трассы в южную сторону, то вы столкнетесь с таким эффектом - горы будут расположены ниже Вас. Это перед Вами откроются живописные Губерлинские горы, названные по протекающей здесь р. Губерле. С 2019 г. огромная территория, занятая Губерлинскими горами, имеет статус заказника.
Замечали ли Вы, что когда едите из Оренбурга в сторону Орска, после с. Ильинка практически прямолинейная дорога резко уходит влево? Все потому, что дорога встречает на своем пути огромные по площади Губерлинские горы. Поэтому дорога после с. Ильинки поворачивает налево, чтобы обойти изрезанную холмами местность и тянется в северо-восточном направлении 5 км до п. Кидрясово, после чего снова поворачивает направо в восточном направлении к г. Орску. Ведь после подъема у с. Кидрясово, дорога выходит на ровное плато, а не в труднодоступные Губерлинские горы.
Раньше дорога в Орск проходила напрямую через Губерлинские горы, а именно через станицу Ильинскую, отряд Подгорный, отряд Губерлинский (сейчас поселок Казачья Губерля), отряд Хабарный.
Возникла она как необходимость для соединения участков крепостей Оренбургского казачьего войска, а станицы и отряды располагались именно на границе по реке Урал. Южнее дороги, соединяющей Оренбург и Орск, располагалась р.Урал, являющаяся естественной границей Российской империи.
Этот участок еще называют царской дорогой. Связано это с тем, что в 1837 г. во время своего путешествия по России будущий наследник престола цесаревич Александр Николаевич (император Александр II) вместе со своим наставником В. А. Жуковским посетил Орскую крепость, проезжал он также и по старой почтовой дороге, что тогда соединяла Оренбург и Орск. На месте посещения родника императором сейчас стоит памятник, именуемый также царским.
Позднее границы Российской империи отодвинулись далеко на юг, и первоначальное предназначение старого тракта постепенно утрачивается. К тому же, с 1913 г началось строительство ветки железной дороги по маршруту Оренбург-Орск, большинство перевозок осуществлялись по железнодорожным веткам.
На карте Чкаловской области 1945 дорога от Чкалова (Оренбурга ) до Орска пролегает через Беляевку, а затем тянется в пойме реки Урал (по старому тракту), также есть участок пути через Саракташ, Медногорск, Новопокровку и Халилово.
Лишь только в 60-е годы начинается масштабное строительство дороги Оренбург-Орск, пролегающей сейчас по современному маршруту (трасса Р336).
#ОренбуржьеРоднойКрай
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев