Переговорщики обсудили накопившиеся проблемы во взаимоотношениях сторон. Тирасполь волнует экономическое давление со стороны Кишинева: необоснованное взимание таможенных пошлин, остановка трех крупных предприятий, риски для работы металлургического завода, банковская блокада, барьеры по импорту в Приднестровье продуктов питания и медикаментов.
Поднималась тема нарушения прав жителей Приднестровья. Переговорщик от Приднестровья Виталий Игнатьев передал 11-страничный документ - полный обзор нарушений прав и свобод жителей левобережья с точки зрения норм международного права Олегу Серебряну и представителям ОБСЕ, России, Украины, ЕС и США.
Эксперты оценивают встречу политических представителей следующим образом: это имитация диалога. Совместные экспертные группы работают над разрешением проблем, которые сначала целенаправленно создаются Кишиневом, а потом происходит их полное или частичное разрешение, и это называют «успехом». Так произошло, например, с ПРТС (пунктами регистрации транспортных средств). Сначала по инициативе молдавской стороны они прекратили работу, потом, после многих месяцев простоя, они снова заработали, только их пропускная способность заметно снизилась, а платы за услуги молдавской стороной были необоснованно подняты.
Проблема была снята частично, теперь предстоит не менее долгая работа по полному разблокированию деятельности ПРТС. Но это еще позитивный момент, по другим вопросам и такого «прогресса» нет.
Мы наблюдаем пассивность официального Кишинева и активность Тирасполя. Позиция властей Приднестровья оправдана. Прежде всего, становится достоянием общественности истинная ситуация в молдо-приднестровских отношениях. Опровергнуть многочисленные факты нарушений прав приднестровцев, собранные в одном емком документе, молдавской стороне будет сложно. А Кишиневу придется дать ответ по каждому пункту, потому что в начале следующего года сменится председательство в ОБСЕ, и в организации будут подводить промежуточные итоги, в том числе своей работы на молдо-приднестровском направлении.
Еще более неприглядной выглядит ситуация с отказом Кишинева обсуждать предложенный Тирасполем проект Декларации о приверженности сторон мирным методам урегулирования конфликта. Это простой документ, который должен дать ответ всем гражданам и в Приднестровье, и в Молдове, которые обеспокоены военными приготовлениями молдавских властей на протяжении последних лет. Получается, что отказ официального Кишинева от подписания такой Декларации противоречит многочисленным заявлениям руководства Молдовы об их приверженности мирным методам урегулирования.
До избрания нового парламента в Молдове никаких подвижек в урегулировании ожидать не приходится. И риторика Кишинева, скорее всего, не изменится. Действующая команда не способна предложить ничего нового на приднестровском направлении. Приднестровская тема – это вообще вредный для них кейс с точки зрения привлечения симпатий избирателей, а потому вряд ли мы что-нибудь услышим от молдавских политиков, кроме очередных вымученных и малоубедительных заявлений о приверженности миру.
Что же касается среднесрочных перспектив переговорного процесса, то как раз они выглядят сейчас обнадеживающими. И связано это скорее не с президентскими выборами в Молдове, а с президентскими выборами в США. Смена администрации в Белом доме вполне может привести к пересмотру политики на молдавском направлении. По крайней мере, есть основания ожидать, что уже в 2025 году работа формата «5+2» возобновится.
Формат «5+2» работает с продолжительными перебоями с момента его организации в 2005 году. Но ничего более продуктивного пока предложено не было. Периодически некоторым участникам «5+2» наличие этого формата в качестве безальтернативной площадки для урегулирования представляется неудобным из-за присутствия там России в статусе страны-гаранта. Однако когда региональное влияние России возрастает, те же самые игроки цепляются за «5+2» как за последнюю соломинку, которая позволяет им хоть как-то влиять на ситуацию в регионе.
Поэтому в свете той ситуации, которая складывается в ходе СВО, перспективы у «5+2» очень даже неплохие. Как ни странно, именно военные успехи России в Украине могут стать решающим аргументом для Запада в пользу запуска работы «5+2».
В какой-то степени Приднестровье заложник такого положения. Если Молдова вдруг решит рассматривать российских военных в качестве вражеских войск на своей территории и попытается выдавить их за пределы тех границ, которые признаются международным сообществом молдавскими, то именно Приднестровье станет ареной такого противостояния. Пока до этого, к счастью, далеко.
С другой стороны, Тирасполь дистанцирован от молдавско-российских отношений и наблюдает за ними как бы со стороны. У Приднестровья свой внешнеполитический курс, который не совпадает с молдавским. Российских военных приднестровцы считают гарантами своей безопасности, категорически против изменения формата их присутствия и будут противостоять любым попыткам их выдавливания.
Процесс милитаризации Молдовы – факт, который никто не пытается отрицать. Между тем, молдавской армии еще очень далеко до того состояния, когда она смогла бы поменять баланс сил в регионе. Опасность представляет не Молдова, а НАТО, которое, кажется, прочно прописалось в Молдове и намерено сделать молдавскую армию игрушкой в собственных руках.
Западные стратеги, похоже, рассматривают Приднестровье как спусковой крючок для резкой военной эскалации в их противостоянии с Россией. Поэтому перспективы безопасности представляются крайне неустойчивыми.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев