В части декларируемых действующей властью социальных программ – их имитация становится всё более очевидной. Многие, особенно с трудом сводящие концы с концами, уже осознают это.
Главными донорами финансирования избирательной кампании для партии власти по-прежнему останутся коллективный Запад и ряд представителей бизнес сообщества, в «благодарность» за предоставляемые ему преференции.
Чтобы создать иллюзорность реформирования национальной экономики, начался активный процесс замены ряда «непопулярных» руководителей министерств и ведомств. При этом не обсуждается главная проблема: какие виды производства товаров и услуг должны стать приоритетными, какие предусматриваются механизмы их поддержки, на каких рынках они могут быть реализованы с достаточной нормой прибыли?
На рынках ЕС наукоёмкую продукцию и с высокой добавленной стоимостью, как и услуги, реализовать в значимых объёмах нам не позволят национальные законы. Договор об ассоциации 2014 года это уже продемонстрировал. Молдова тогда опрометчиво на 90% номенклатуры обнулила импортные пошлины. На оставшиеся 10% мы в три этапа в течение 10 лет обязались и их обнулить.
Но для молдавского экспорта по-прежнему действуют как тарифные, так и не тарифные технические барьеры. Если нет рынка для экспорта подобной продукции, то отпала потребность в научных исследованиях и в соответствующем уровне образования, где деградация стремительно нарастает, потому что производство товаров и услуг может развиваться только в гармоничном симбиозе с образованием и наукой. И, разумеется, культурой. Провал в любом из этих секторов неминуемо ведёт к деградации и остальных составляющих.
Молдове, кроме нынешних общих бравурных лозунгов и деклараций, и ссылок на «объективные» причины провалов, необходима адекватная долгосрочная Стратегия развития. Но под неё пока даже чернил не разводили. В итоге мы имеем то, что имеем…
От себя добавим немного деталей:
Во-первых, развитые страны могут себе позволить за счет развития различных отраслей производства обслуживать высокий уровень заимствований у международных финансово-кредитных организаций, по типу МВФ, впрочем, это не добавляет им экономического суверенитета.
Молдова с сокращающимся уровнем промышленного производства и сельского хозяйства такие кредиты позволить себе не может. Тем более не может увеличивать объем внешнего кредитования. В среднесрочной перспективе это долговая яма, из которой с каждым годом все труднее выбраться.
Во-вторых, господин Пойсик смотрит на проблему реинтеграции Приднестровья как экономист, то есть не через призму геополитического разлома, прошедшего между берегами Днестра - это прагматичный и правильный подход.
Центральной целью переговорного процесса между Кишиневом и Тирасполем эксперт видит достижение «взаимоприемлемых условий». Тирасполь готов идти на уступки и неоднократно это демонстрировал, а вот с договороспособностью официального Кишинева большие проблемы.
В-третьих, согласны с господином Пойсиком в части наличия различного рода барьеров, которые не позволяют нашим производителям реализовать свой потенциал на рынках ЕС. А вот рынок СНГ, даже с учетом усложнившейся логистики и препятствий, создаваемых ANSA, остается традиционным направлением для экспорта промышленной и сельхозпродукции Молдовы.
Несмотря на перестановки в правительстве и предстоящие парламентские выборы, шансы, что действующая власть начнет активно заниматься экономикой и разрабатывать стратегии вывода из кризиса целых отраслей, не говоря уже о развитии, остаются крайне призрачными.
Нет комментариев