Деревня Двинская
Тяжелое экономическое положение черносошных крестьян Приморья вынуждало их к поиску выхода из создавшейся ситуации. Осведомленность о наличии свободных земель в Сибири и о первых
опытах хлебопашества на тех землях вселяла надежду на крестьянское
благополучие, которое, как известно, крестьянин всегда связывал с обладанием достаточным участком «доброй землицы» - кормилицы. Так
было и в XVII веке.
В обладании обширными площадями, годной для хлебопашества,
видели свое могущество и независимость от феодальных властей
«духовные пастыри» и «царские богомольцы» - первые архиепископы Сибири. Царские «пожалования» духовенству были огромны. Так
в Софийский дом, как назывались в те времена владения духовного
владыки Сибири, были «пожалованы «земли», лежащие по правому
берегу речки Блук от впадения в реку Ницу до ее вершины. Далее до
истока речки Ивановки и до впадения в нее речки Мостовой и далее,
исключая земли д. Калугиной, до реки Туры. Позднее во владения Софийского дома вошли земли в верховье рч. Айбы, а так же местность,
где в наши дни стоят деревни Зобнина и Борзикова. Вот на этой площади и отводились переселившимся в Сибирь крестьянам участки,
т.н. заимки. Земли на этих заимках обрабатывались крестьянами «наездом». Первая заимка на земле будущей д. Двинской была основана
в 1637 году. Возможно и ранее устьницынские архиепископские крестьяне делали в этой местности свои заимки, но после набега кочующего населения Южной степи и «кучумовских внучат» в 1634 году, вряд
ли можно говорить о населенности этих заимок. Лишь в документах
1662 года встречаются упоминание об устьницынских крестьянах, живущих в деревнях. В этих списках встречаются крестьяне под фамилиями, или может быть, прозвищами: Мотора, Усыня, Бычек, Некрасов, Воронин, Жеребцов и Монастырщина. В 1684 году встречаются
потомки этих первопоселенцев под фамилиями: Моторин, Усынин,
Монастырщинов, и др. в русском поселении названном д. Мостовая.
Указано и месторасположение деревни – рч. Мостовая. Из сказанного
можно сделать предположение, что эта деревня была основана после
того, когда успокоилось возбуждение крестьянства, вызванное событиями 1634 года. Возможно, что год основания заимки крестьянином
Семёном Никифоровичем Моторой (1637 г.) и следует считать годом
основания д. Мостовой.
В 1684 году в деревне было 15 крестьянских дворов. В них учтена
лишь мужская половина населения деревни – 51 чел. Жители деревни
в том году «пашни пахали 17 десятин в поле, а в дву потому ж». На наш
взгляд здесь можно говорить о трехпольной системе земледелия. В трех
полях было обработано 51 десятина пашни. Сенных покосов у этого
сельского общества было на 1030 копен (около 103 т.).
В 1719 году на том же месте, где сливаются речки Мостовая и Ивановка, та же русская деревня из 15-ти крестьянских дворов, но населенная другими жителями, носящих другие фамилии. Многие потомки
первопоселенцев этой деревни возвратились на жительство в Усть-Ницынскую слободу, другие переселились во вновь образованные деревни.
Да и деревня уже называется д. Двинских, по фамилии жителей, представляющих большинство населения деревни. Три семьи носят фамилию Двинских, четыре – Дамаскин, две – Зобнин; проживают в деревне
по одной семье Кречетовы, Удальновы, Богомоловы, и Чермные. Проживает в своем дворе Афанасий Дементьевич Хмыль с семьей. Своим
же двором живет семья его сына Ивана Афонасьевича Хмылева. Всего
в деревне было 49 чел. мужского пола, т. е. за 35 лет мужское население
уменьшилось на два человека.
К 1763 году население деревни выросло до 210 чел. (103 мужчины и
107 женщин). Начавшееся переселение в 40-х годах XVIII в. продолжалось и в 1782 году население деревни за счет естественного прироста и
переселенцев увеличилось на 240 чел. Отток населения был незначительный, переселились в д. Зобнину три семьи Двинских и в д. Ерзовку
одна семья, но и после этого в деревне остались три семьи Двинских.
Появились за счет переселенцев новые фамилии: Печуркины, Кузнецовы, Сарычевы, Заварзины, Волковы, Оксеновы, Мухины. Возвратилась
в деревню и фамилия Ворониных. Все переселенцы деревни были выходцами из Усть-Ницынской слободы, лишь семьи Андрея Павловича
Воронина и Алексея Трофимовича Прохорова переселились из д. Жиряковой 96 97
стического общества запрещают применение детского труда в производственных сферах. Основным детским трудом в наши дни считается
учеба в школе. Пожилые люди имеют обеспеченную старость. Это величайшие достижения социалистического общества. В эти дни принимаются экстренные меры по улучшению жизни малообеспеченных семей и
пенсионеров. Воспитание человека нашего общества, его душевные идеологические установки должны полностью исключать самоотстранение
членов социалистического общества от участия в общественном труде.
Нельзя забывать положительные трудовые традиции нашего народа.
Принимаемые государством меры направлены на повышение интенсивности труда членов нашего общества в делах страны.
К 1834 году население деревни выросло до 257 чел. (122 мужчины и
135 женщин). Уменьшилась до 26,5% доля детей, но увеличилась доля
пожилых людей до 9,7%, люди активного возраста составляли 63,8%.
Самым старым жителем деревни в это время был 86-тилетний Яков
Матвеевич Воронин.
Высокая доля (63.8%0) производительного населения деревни сохранилась и в 1850 году, при этом уменьшилась доля детей до 25,9%
и увеличилась доля пожилых – 10.3%. Такая возрастная структура
характерна для экономически развитых стран. Хотя к 1850 году население деревни уменьшилось до 243 чел., демографические параметры
были высокими.
За 8 лет, прошедших с 1850 по 1858 годы, население достигло уровня 248 чел. По-прежнему сохраняется диспропорция между полами:
101 (40.7%) мужчина и 147 (59,3%) женщин. В 50-х годах XIX в. социальное расслоение крестьянства еще более расширилось. Наряду с отходными промыслами начались отъезды крестьян на своих подводах,
особенно в зимнее время, в города Тюмень, Тобольск, Екатеринбург.
Архивные фолианты сохранили документ, по которому деревенские
крестьяне Осип Васильевич Печуркин с двумя братьями и еще с пятью компаньонами подрядились «доставить разной свежей и соленой
рыбы на собственных наших 25-ти лошадях с принадлежащей упряжью» 650 с половиной пудов из Тобольска в Екатеринбург. Расстояние
от г. Тобольска до г. Екатеринбурга крестьяне были обязаны преодолеть по зимнему пути за 20 дней. Масштаб этой операции показывает, что она не была первой. Участие в перевозке трех братьев говорит
о экономической состоятельности их семей, братья женаты и живут
со своими семьями в большой отцовской семье, состоящей из 17 чел.
Пуститься в такой вояж могли лишь опытные, уверенные в себе люди.
Младший из братьев был грамотным.
Дамаскины переселяются «по близости хлебопашества» во вновь
заселившуюся д. Нижно-Толманскую (1769 г.), в д. Щелконогову
(1765 г.), семья Никиты Михайловича Кузнецова: в 1763 году по указу
Тобольской губернской канцелярии «отдана в штат в дом архиерейский». В результате всех переселений в 1782 году было 42 двора.
В 1812 году, как и в других деревнях, в д. Двинской учтена лишь
мужская половина населения: 117 чел. Жители деревни по-прежнему
занимаются хлебопашеством, но отмечено, что «Филипп Сергеевич
Дамаскин – 43 года и Николай Петрович Двинской – 44 года, домоводства и скотоводства не производят, хлебопашества не производят
и по одиночеству находятся на судовых работах». Это яркий пример
социального расслоения сибирского крестьянства, когда земля уже
перестала быть единственной кормилицей и надеждой крестьянина и
он выбирает не менее тяжелую, но тоже сезонную «лямочную работу»
бурлака.
В деревне появились Дерябины, Брагины, Гимгины – крестьяне, переселившиеся из окрестных деревень. Серебренниковы – из
д. Трошковой.
К 1816 г. в деревне было 116 мужчин 128 женщин. Все более диспропорция между полами: 47,6% и 52,4%. Деревня продолжает строиться,
в ней уже 50 дворов. Населенность крестьянских семей не превышает
10-ти чел. Возрастная структура жителей деревни была такова: дети
(0-14 лет) составляли 36,1% (88 чел), люди активного возраста – 58,2%
(142 чел.) и пожилые люди – 5,7% (14 чел). Такие возрастные группы
рассматривает современная демография, но жизнь и трудовая деятельность крестьянской семьи того времени диктовали другие законы. Невозможно представить трудовую деятельность крестьянской
семьи без посильного участия детей во всех семейных заботах. Постоянный тяжелый труд взрослых был ярким примером для подражания
и трудового воспитания детей. Повседневное участие в заботах семьи
принимали и пожилые люди (дедушки и бабушки наших дней). Таким
образом, подсчитанная «демографическая нагрузка» по канонам современной демографии для деревни 1816 года будет 720 детей и стариков на 1000 чел. активного населения, что почти соответствует этому
же параметру нашей страны на период середины 1970 – х годов (690 на
1000). Учитывая применение детского труда и участие в трудовой деятельности пожилых людей «демографическая нагрузка» крестьянской
деревни могла понижаться до 400 чел. и ниже на 1000 трудоспособных
жителей. Вот такой ценой удавалось крестьянской семье сводить «концы с концами» в условиях феодального государства. Законы социалистического общества запрещают применение детского труда в производственных сферах. Основным детским трудом в наши дни считается
учеба в школе. Пожилые люди имеют обеспеченную старость. Это величайшие достижения социалистического общества. В эти дни принимаются экстренные меры по улучшению жизни малообеспеченных семей и
пенсионеров. Воспитание человека нашего общества, его душевные идеологические установки должны полностью исключать самоотстранение
членов социалистического общества от участия в общественном труде.
Нельзя забывать положительные трудовые традиции нашего народа.
Принимаемые государством меры направлены на повышение интенсивности труда членов нашего общества в делах страны.
К 1834 году население деревни выросло до 257 чел. (122 мужчины и
135 женщин). Уменьшилась до 26,5% доля детей, но увеличилась доля
пожилых людей до 9,7%, люди активного возраста составляли 63,8%.
Самым старым жителем деревни в это время был 86-тилетний Яков
Матвеевич Воронин.
Высокая доля (63.8%0) производительного населения деревни сохранилась и в 1850 году, при этом уменьшилась доля детей до 25,9%
и увеличилась доля пожилых – 10.3%. Такая возрастная структура
характерна для экономически развитых стран. Хотя к 1850 году население деревни уменьшилось до 243 чел., демографические параметры
были высокими.
За 8 лет, прошедших с 1850 по 1858 годы, население достигло уровня 248 чел. По-прежнему сохраняется диспропорция между полами:
101 (40.7%) мужчина и 147 (59,3%) женщин. В 50-х годах XIX в. социальное расслоение крестьянства еще более расширилось. Наряду с отходными промыслами начались отъезды крестьян на своих подводах,
особенно в зимнее время, в города Тюмень, Тобольск, Екатеринбург.
Архивные фолианты сохранили документ, по которому деревенские
крестьяне Осип Васильевич Печуркин с двумя братьями и еще с пятью компаньонами подрядились «доставить разной свежей и соленой
рыбы на собственных наших 25-ти лошадях с принадлежащей упряжью» 650 с половиной пудов из Тобольска в Екатеринбург. Расстояние
от г. Тобольска до г. Екатеринбурга крестьяне были обязаны преодолеть по зимнему пути за 20 дней. Масштаб этой операции показывает, что она не была первой. Участие в перевозке трех братьев говорит
о экономической состоятельности их семей, братья женаты и живут
со своими семьями в большой отцовской семье, состоящей из 17 чел.
Пуститься в такой вояж могли лишь опытные, уверенные в себе люди.
Младший из братьев был грамСамым старым жителем в деревне был Фома Иванович Воронин,
ему в 1850 году шел 86-й год; среди женщин наиболее почтенный возраст имела Анна Матвеевна Домаскина – 77 лет.
В конце XIX в. в деревне было 258 жителей, но и в это время сохраняется диспропорция между мужчинами и женщинами (41% и 59%).
В деревне появилась церковно-приходская школа, а в ней первый учитель Северьян Александрович Асанов. Ему было 68 лет. В свое время
он окончил Ирбитское уездное училище. Вторым учителем была Ермакова Мария Фокиевна, 18-ти летняя девушка, уроженка Красной слободы. 20 жителей деревни умеют читать. В 1897 году прослеживается
дальнейшее социальное расслоение. В сельском обществе выделяются
мельник (он же сельский староста), владелец мелочной лавки, мясник,
сельский писарь и др. В то же время 8 жителей находятся на иждивении сельского общества или в услужении у более зажиточных односельчан. Кроме хлебопашества крестьяне занимаются выгонкой дегтя
и смолы, изготовлением саней, телег и колес, выполняют плотничные и
столярные работы. Женщины ткут холсты и ковры (половики). Такой
была д. Двинская накануне XX в. Основанная в 1640-х годах деревня
уже в 1662 г. имела 15 дворов, а в конце XIX в. было 169 дворов.
В наши дни д. Двинка является отделением совхоза «Двинский».
Жители деревни верны заветам своих предшественников: хлебопашество и животноводство – основные отрасли сельскохозяйственного
производства. Изменился лишь социальный и культурный уровень ее
жителей. Это деревня, жители которой при 100 – процентной грамотности владеют сложной техникой; радио, телевидение, электричество,
книга и газета стали доступны каждому крестьянскому двору.
26.09.1989
Комментарии 13
Почему говрили- Это золоте место!