⠀
«Каждый раз, когда я сажусь писать новый пост для своей рубрики, мое сердце радуется тому, насколько неисчерпаема тема пересечений между классическим искусством и стрит-артом. Чтобы увидеть их, иногда нужно лишь внимательно присмотреться.
⠀
В одном из предыдущих постов я уже упоминала оптическую иллюзию, созданную благодаря эффекту перспективы («Реконструкция неба» художника Мехди Гаданьялу).
⠀
Сегодня я хочу рассказать о совершенно другом визуальном приеме, который тоже можно отнести к оптическим иллюзиям. Перед нами мурал «Следы. Портрет Ризаэтдина Фахретдинова» киевского художника Димы Fatum’a.
Двойной план мурала объединен общим пейзажем – видом на Кичучатово. В левой части диптиха село рассматривается с берега реки Кичуй, а в правой – с вершины горы Отражающая. Общий элемент для обеих частей работы – это изображение мемориального дома-музея Фахретдинова, вокруг которого растут вековые сосны, посаженные еще родителями Ризы.
⠀
Используя коллажную технику, Fatum изображает элементы, сыгравшие важную роль в жизни и деятельности мыслителя. Когда рассматриваешь мурал вблизи, они кажутся цельными, несущими лишь фактические смыслы. Но в отдалении каждая деталь на мурале складывается в портрет старца: облака превращаются в тюрбан, сосны и элементы дома – в глаза мудреца, повозка, символизирующая путь Фахретдинова из сельской глуши в Мекку, – в левую часть лица Ризаэтдина.
⠀
В основе портрета философа лежит зрительная оптическая иллюзия, называемая парейдолия. Возможно, что этот зрительный феномен лежит в основе метафорического мышления, он довольно распространен и, зачастую, вызывает такое же удивление и в быту, когда случайно «попадается на глаза». Примеры парейдолии предстают человеку в предметах обихода, в нагромождении вещей и самых обычных природных явлениях, которые представляются человеку в качестве каких-либо образов: животных, людей, чудовищ и т. д.
Этот эффект использовал в своих работах Джузеппе Арчимбольдо, творивший в XVI веке. На его полотнах причудливым образом слились воедино фрукты, овощи, цветы, деревья или предметы обихода, создавая портреты аллегорий или реальных людей. До сегодняшнего дня тайна его живописи остается загадкой не только для широкой публики, но и специалистов. Сегодня эта живопись восхищает не только неповторимостью художественного замысла, но и смелостью воплощения.
Наследуя традиции Джузеппе Арчимбольдо, Fatum’у удалось найти изящный способ написать портрет мыслителя и богослова, не изображая его лица, и рассказать историю жизни этого великого человека.»
⠀
Проект осуществляется по инициативе
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 2