В книге историка Тома Стэндиджа «История мира в шести напитках» есть рассказ о том, как в Англии вокруг кофе создавалась первая информационная среда капитализма.
Коллективная культура потребления кофе появилась в середине XV века в Аравии. Его популяризатором стал исламский учёный Мухаммед эль-Дабани. В его суфийском ордене кофе пили, чтобы разогнать сон во время ночных религиозных церемоний.
В Европу кофе попадает в начале XVII века. В 1605 году папа Климент VIII одобрил его употребление христианами.
Первая кофейня появилась в университете Оксфорда в 1650 году, а в Лондоне -в 1652. Кофе становится привычным напитком в частных домах и ломает привычный образ англичанина. В то время люди утром пили пиво или эль – это был единственный напиток, который гарантировал отсутствие кишечных инфекций. После пива люди приходили на работу вялые, с немного затуманенной головой.
Кофе при приготовлении кипятился, и в нём тоже не было кишечных инфекций. Зато, в отличие от пива и эля, он бодрил, придавал сил.
Причём кофе становится напитком интеллигенции того времени. Дело в цене: порция утреннего кофе стоила в 3-4 раза дороже, чем порция пива и эля. Простые люди в большинстве своём не могли позволить себе регулярное потребление кофе. Питейная революция в среде пролетариата случилась лишь в конце XVIII века, когда в Англию был налажен поток дешёвого чая - дешевле пива. Чай тоже бодрил. Так что полтора века утренняя и далее в течение дня бодрость была прерогативой креативного класса Англии. Который и этим способом всё дальше отдалялся от простонародья.
Кофейни контрастировали и с тавернами. Последние были тёмные, с грубой мебелью, со спёртым запахом, частыми драками посетителей. Кофейни – хорошо освещённые, с лёгкой и модной мебелью и обстановкой, с картинами на стенах. Не то что драки, даже ссоры были запрещены в них: установилось правило, что зачинщик ссоры был обязан купить всем присутствующим в кофейне людям по чашке кофе за свой счёт.
Кофейни быстро становятся «интернетом своего времени», как называет это Стэндидж. Или – информационно-капиталистическими кластерами. В них идёт бурное обсуждение новостей со всего света. На их стенах вывешиваются котировки товаров – прообраз первых фондовых и сырьевых бирж, результаты голосований в парламенте. Вокруг этой среды растут СМИ – потому что есть готовая среда распространения газет: в начале XVIII века 80% тиража лондонских газет продаётся в кофейнях, которых к тому времени в городе было более 400. Сами новости, интервью и аналитика для СМИ собираются зачастую тоже в кофейнях.
Появляются «кофейни по интересам». Лондонский журнал Tatler, основанный в 1709-м и живущий до сих пор, использовал названия кофеен в предметном указателе к статьям. Выглядело это так: «Интриги, удовольствия и развлечения вы найдёте в статье о кофейне Уайта, поэзию – в статье о кофейне Уилла, иностранные новости – в кофейне Сент-Джеймса, игру в шахматы – у Бенедекта, политические диспуты – у Джорджа».
Ещё одна инновация, которую принесли кофейни. После основания в Лондоне общедоступной почты в 1680 году обычным делом стало использование кофеен в качестве почтового адреса. Постоянные посетители кофейни получали письма в ней.
«Иностранцы отмечали, что именно кофейни отличают Лондон на фоне других городов, - писал историк XIX века Томас Макколей в своей книге «История Англии». – Кофейня для лондонца – дом родной, поэтому желавшие найти того или иного джентльмена обычно спрашивали не о том, где он живёт, а в какой кофейне бывает. У многих выбор кофейни зависел от их интересов. Торговец мог перемещаться между финансовой кофейней и той, что специализировалась на балтийских или вест-индских морских перевозках. Широта интересов учёного Роберта Гука нашла отражение в его визитах в 60 лондонских кофеен в 1670-е годы, если судить по записям в его дневнике.
Кофейни были центрами самообразования, литературного и философского размышления, коммерческих нововведений, эпицентром политических событий».
Нет комментариев