✅ Со слов ‘Укъбы ибн ‘Амира (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Не подвергайте себя страху после того, как вы пребывали в безопасности».
Сподвижники спросили его: “Чем именно, о Посланник Аллаха?”
Он ответил: «Долгами!»
• Ахмад (4/154), Абу Я’ля (1739), аль-Хаким (2/26). Хадис достоверный. См. “Къуррату-ль-‘айн” (стр. 30), “Сахих ат-Таргъиб” (1797).
✅ Со слов ‘Абдуллаха ибн ‘Амра (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Аллах прощает шахиду всё, кроме долга». Муслим (1886).
🔹 Праведный халиф ‘Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) говорил: “Остерегайтесь долгов, ибо начало этого – переживание, а конец – война”. Малик в “аль-Мууатта” (2/770).
▪️ Именно поэтому саляфы порицали взятие в долг даже для выполнения религиозных обрядов!
🔹 ‘Али ибн Зейд рассказывал, что как-то Са’ид ибн аль-Мусайиб сказал ему: “Я вижу, как некоторые твои соплеменники берут в долг, чтобы совершить Хадж или ‘Умру, а затем умирают, и за них не выплачивается долг. Воистину, совершение пятничной молитвы любимей для меня, чем совершить добровольный Хадж или ‘Умру (на деньги, взятые в долг)!”
• Ибн Са’д в “ат-Табакъат” (7/128). Иснад хороший. См. “аль-‘Атикъ” (17/155).
✅ Со слов аш-Шарида ибн Сууейда (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Затягивание возврата долга состоятельным человеком делает дозволенной его честь, и он заслуживает наказания».
• Абу Дауд (3628), Ибн Маджах (2427), ан-Насаи (4689). Хадис хороший. См. “Фатхуль-Бари” (5/62), “Ируа аль-гъалиль” (1434).
🔹 Имамы, среди которых Уаки’ ибн аль-Джаррах, Суфьян ибн ‘Уяйна и Ибн аль-Мубарак, поясняли, что дозволение чести того, кто, будучи состоятельным, не возвращает долг, заключается в том, что дозволено делать гъиба за него в качестве жалобы, обращаться к нему с резкостью, предостерегать от него людей, чтобы они не давали ему в долг, и тому подобное. Что же касается наказания, то правитель мусульман сажает такого человека в тюрьму до тех пор, пока долг не будет уплачен.
• См. “Муснад Ахмад” (4/222), “Сахих аль-Бухари” (3/118), “Сунан Аби Дауд” (3/313).
✅ Джабир ибн ‘Абдуллах (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Когда умер один мусульманин, мы омыли его, завернули в саван и умастили благовонием, а затем положили его в месте, где проводилась молитва–джаназа, чтобы Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) совершил её над ним. Когда же Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) позвали, он пришёл и спросил: «Наверное, на вашем друге был долг?»
Ему ответили: “Да, два динара”.
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) стал уходить, сказав: «Совершите молитву над вашим другом».
Тогда один человек из нас, которого звали Абу Къатада, сказал: “О Посланник Аллаха, эти два динара на мне!”
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) уточнил: «Долг на тебе и из твоего имущества, а умерший к нему уже не причастен?»
Он ответил: “Да”.
Тогда Пророк (мир ему и благословение Аллаха) совершил над покойным молитву.
Когда же он встретил на следующий день Абу Къатаду, то спросил его: «Что ты сделал с двумя динарами?»
Абу Къатада ответил: “О Посланник Аллаха, ведь он умер только вчера”.
Когда Пророк (мир ему и благословение Аллаха) встретил его на следующий день, он опять спросил: «Что ты сделал с двумя динарами?»
Абу Къатада ответил: “Я уже выплатил их, о Посланник Аллаха”.
Тогда Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Только сейчас (после выплаты долга) его кожа остыла (от наказания)»”.
• ат-Таялиси (1778), Ахмад (3/330), аль-Хаким (2/66). Хафиз ан-Науауи, имам Ибн Муфлих, хафиз аль-Мунауи, шейх аль-Альбани назвали иснад этого хадиса хорошим. См. “аль-Хуляса” (2/931), “аль-Адаб аш-шар’ийя” (1/79), “ат-Тайсир” (1/430), “Ахкам аль-джанаиз” (27).
▪️ Да упасёт Аллах нас и наших родных от долгов!
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 2