В начале Утрени в церкви гасится свет, затворяются Царские Врата, на подсвечниках тушатся свечи, на середину храма выходит чтец и читает шесть избранных псалмов - 3, 37, 62, 87, 102 и 142. Святые отцы, подчеркивая особую значимость Шестопсалмия в утреннем богослужении, видят в нем отражение величайшего события в жизни человечества – пришествия в мир Спасителя. Эта главная мысль Шестопсалмия раскрывается в контексте Вечерни и Утрени – двух взаимосвязанных церковных служб, символизирующих соответственно ветхозаветное и новозаветное время.
Шестопсалмие символизирует собою Страшный Суд. В Церкви существует предание, что Страшный суд будет длиться ровно столько, сколько по времени читается Шестопсалмие. И мы, предстоя перед Богом во время чтения этих дивных псалмов, должны помышлять о Суде Божием над нашими душами.
Устав Церкви полагает оставлять молящихся в полумраке для того, чтобы мы ни на что не отвлекались, чтобы глубже вникали в смысл читаемого. По этой же причине во время чтения шестопсалмия необходимо соблюдать совершенную тишину. Если кто-то вошел в храм во время шестопсалмия, то надо остаться у входа до окончания чтения и
лишь после пройти на свое место. Нельзя ходить или сидеть (кроме больных), не дозволяются никакие разговоры (даже шепотом), даже возбраняется чихнуть или кашлянуть. Стоять нужно благоговейно «руце имуще согбены к персем, главы же преклонены, и очи имуще долу, молящеся о гресех наших, поминающе смерть и будущую муку и жизнь вечную» (Типикон. 49-я гл.).
Также, чтобы не отвлекаться от молитвы, на шестопсалмии отменяются поклоны. После первых трех псалмов на "Аллилуия" полагается крестное знамение без поклона и только по окончании всего шестопсалмия при заключительном "Аллилуия" - три поклона. А старец Паисий Святогорец и вовсе говорил так: «Мы не садимся на шестопсалмии, потому что оно символизирует Страшный Суд. Поэтому хорошо, если во время чтения шестопсалмия ум идет на час Страшного Суда.
Шестопсалмие занимает шесть-семь минут. После первой статии (первых трех псалмов) мы даже не крестимся, потому что Христос придет сейчас не для того, чтобы распяться, но явится [миру] как Судия".
Но почему именно эти псалмы, а не другие? Ведь вышеприведенным требованиям удовлетворяют многие псалмы, так что, перебирая по Псалтири варианты «шестопсалмий», мы получили бы не одно, а множество решений. Ответ может быть только один: автор Шестопсалмия был ведом Духом Святым. Будучи богодухновенным творением, Шестопсалмие включает в себя много больше, чем то, что может охватить человеческий ум. Оно готовит нас к встрече со Христом. Эта ключевая мысль Шестопсалмия пронизывает все его содержание, включая и символику богослужения.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев