Давайте начнем с изначального, с первых книжек детям предлагаемым.
Любая русская сказка, даже без упоминания Христа, святых и Богородицы имеет христианскую составляющую. Тот же Буратино в интерпретации Алексея Толстого – блудный сын, а пушкинский Балда – наш современник, как, впрочем, и поп из того же поэтического сказания не кощунство над православием, а вполне актуальный, слава Богу, не сильно распространенный образ.
Говоря о добре, источник которого Спаситель, не нужно оберегать подрастающих детей наших от знаний о зле. Меньше растеряются, когда с ним обязательно встретятся. Пусть они увидят у сказочных Элли, Дровосека и Страшилы из Изумрудного города не только придуманных героев сражающихся со злыми волшебниками, но и миссионеров добра с апостольскими чертами. Если увидят, то обязательно придут к христианскому фэнтези Льюиса и Толкиена, от которых лишь небольшой шаг к новозаветным притчам Христа.
В старших классах, изучая великих классиков, разбирая перипетии нравственных страданий и поиска правды, как писателей, так и героев их книг, обратите свое внимание, что практически все они или соответствуют евангельскому духу, или борются с ним.
Возьмем героев Достоевского, как не отметить, что начало преображения Раскольникова, его духовное восстание начинается после чтения евангельской притчи о воскрешении Лазаря, как и фамилия иного героя Федора Михайловича – Ставрогина имеет начало в слове «ставрос», то бишь по гречески – крест.
Русская классика – это особая литература, недаром многие изучают русский язык, чтобы читать ее не в переводах, а в подлиннике.
Наша вера без покаяния (исповеди) не имеет смысла и чтобы понять, что такое грех очень даже полезно перечесть того же Гоголя. И не нужно будет священнику зачитывать перечень грехов тем, кто вечером кроме молитвенного правила те же «Мертвые души» почитал. Я бы каждого героя, которого Чичиков посещает в поисках мертвых душ, по неделям года разделил, чтобы смотря на них собственные недостатки увидеть.
Или пронзительная «Судьба человека» нашего донского классика? В этой небольшой повести Михаила Шолохова – Достоевского советского времени, вернее советского военного времени, – грани характеров обнажены и суть человеческая видна сразу. Я не знаю, был ли знаком Шолохов с библейской «Книгой Иова», наверное, все же знал эту ветхозаветную историю, но то, что герой повести мучительно ищет ответа о смысле жизни, о причине страданий и находит ответ на них, роднит Андрея Соколова с пророком.
Когда поймет молодой человек, что в жизни книжных героев его сегодняшнее бытие отражается, преломляется и определяется, то он непременно попросит изначально Шмелева, затем Никифорова-Волгина, и внепрограммным Лесковым заинтересуется, и о Пастернаке заговорит.
И обязательно их найдет.
Даже если мы забудем ему об этом сказать…
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Комментарии 12
Пора бы власть имущим задуматься об этом и отменить ЕГЭ.
Образование - от слова Образ, Образ Божий должны воспитать в ученике.
В общем... Как вновь и вновь знаменитого грибоедовского персонажа не процитировать? «... собрать все книги бы, да сжечь... »
Сарказм, если что.