Мода заимствует у субкультур детали дресс-кода. И это совсем не примета нашего времени. Стилю испанских горожанок с картины Франсиско Гойи подражали графини и даже королева
В Испании XVIII века махи, в сущности, были молодежной субкультурой. В то время как дворяне перенимали французскую моду, махо и маха — щеголь и щеголиха из городского простонародья — принципиально носили традиционные испанские наряды. По одной из версий, слова majo и maja происходят от названия месяца мая (mayo). В мае, особенно в День святого Исидора, покровителя Мадрида, горожане, разодетые в «парадное» народное платье, собирались на праздничных гуляньях.
Картина «Махи на балконе»
Холст, масло 194,9×125,7 см
Ок. 1800–1810
Хранится в Метрополитен-музее в Нью-Йорке, США
Костюмы мах были яркими, манеры — дерзкими, нравы — вольными. В конце столетия романтический ореол вокруг свободного образа жизни этих людей породил соответствующую моду в высших кругах, к тому же отношения с Францией ухудшались. Аристократы увлеченно смотрели спектакли о жизни мах и подражали им в одежде.
Гойе, как и другим известным художникам, заказывали эскизы гобеленов и полотна на сюжеты о махах. Знатные дамы позировали для портретов в образе мах. Сама королева Мария Луиза Пармская, по происхождению итальянка, распорядилась, чтобы Гойя написал ее в колоритном испанском наряде.
Картина «Махи на балконе» существует в двух живописных вариантах. Один, как считается, более ранний, находится в частной коллекции, другой — в Метрополитен-музее. Самоповторы нехарактерны для художника, и некоторые исследователи сомневаются, что музейную копию написал он, однако обратное не доказано, а мастерство исполнения вполне соответствует уровню Гойи.
1. Девушки. Мотив женской красоты как ловушки для мужчин повторяется в творчестве Гойи: на его картинах и гравюрах прелестные махи ловко манипулируют кавалерами. На этом полотне ощущение скрытой опасности художник создает с помощью контраста светлых тонов, в которых написаны нежно и чуть лукаво улыбающиеся девушки, и темных — для мрачных мужских фигур на заднем плане.
Нет комментариев